В августе 1812 г., во время нашествия французов, местные крестьяне пришли к Николаеву просить совета и помощи. Он, опираясь на посох, вышел на крыльцо своего дворца и сказал, что стыдно бояться неприятеля: "Французов горсть, а русских – миллионы . Их ли устрашимся мы? Никогда супостат не одолеет русского!" Поэт отправил многих своих крестьян в ополчение.
Французы не пощадили усадьбу и сожгли дворец. После войны Николай Петрович жил во флигеле. Он умер в 1815 г. в своей подмосковной усадьбе и был похоронен около церкви Усекновения главы Иоанна Предтечи в Афинееве. К сожалению, его могила не сохранилась.
После его смерти усадьба перешла его единственной дочери. Она вышла замуж за Георгия Николаевича Кругликова. Ее наследники владели усадьбой до 1917 г. Ю. Бахрушин, побывавший в усадьбе в начале 10-х гг. XX в., отметил, что "от флигеля барского дома сохранились одни каменные стены и всюду обнаруживались запущенные остатки некогда великолепного имения. Заросший и потерявший всякий вид английский парк, затянутые водорослями копаные пруды с островками, разрушенный сход от главного дома к реке, заросли одичавшей сирени, жасмина, акаций были единственными жалкими остатками былого великолепия".
В 1924 г. флигель усадьбы был разобран. Журнал "Среди коллекционеров" напомнил своим читателям, что этот флигель являлся единственным жалким остатком усадьбы, погибшей ранее, и в нем помещалась библиотека поэта-слепца".
Сейчас только остатки старинного парка и холм, на котором некогда возвышался деревянный дворец, напоминают о литературно-театральной жизни, кипевшей в усадьбе в конце XVIII – начале XI X в.
Усадьба Петровское-Князищево.
Первое упоминание о Князищеве восходит к 1668 г. Князищево принадлежало Боровскому Пафнутьеву монастырю и было "приписано к селу Ильинскому Гоголева стана". В Князищеве барон Шафиров возводит деревянную церковь во имя Петра Митрополита и "пышные хоромы с шестью светлицами, украшенные изразцовыми печами и имевшие красные окна". Церковь освятил архимандрит Саввино-Сторожевского монастыря Сильвестр.
В 1723 г. Шафирова обвинили в краже государственного имущества и приговорили к смертной казни. По просьбе придворных смертная казнь была заменена ссылкой, и барон Шафиров удалился в свое подмосковное имение.
В 1734 г. на месте старого храма возводится новая церковь с приделом во имя Исайи Ростовского. В 1738 г. Князищево было переименовано в Петровское.
Барон Шафиров умер 28 февраля 1739 г. Вскоре после смерти барона его дети Исайя и Яков Шафировы продали усадьбу Никите Акинфиевичу Демидову.
Никита Акинфиевич начинает строительство нового дворца. В настоящее время нет единого мнения об авторстве дворцового ансамбля.
К. Труш считал, что строителем нового храма в усадьбе был "итальянец Иван Иванов". М. А. Ильин в своей книге Подмосковье выдвигает другую версию: "проект создал И. Старов, а строил Матвей Казаков".
В подвале дворца в середине ХХ в. был найден закладной камень с именем архитектора Казакова. Но на камне была указана фамилия, а не имя. Кроме Матвея Казакова в это же время работал его ученик – Родион Казаков.
По данным Т. Н. Самохиной, Матвей Казаков побывал в усадьбе в 1780 г. не менее пяти раз. "В октябре он приезжает с Родионом Казаковым, учеником и ближайшим помощником". Эти упоминания – единственное свидетельство участие Матвея Казакова в строительстве усадьбы Петровское. Возможно, новые исследования помогут установить истину.
Усадьба Петровское это своеобразная линия развития палладианства в России. Центром ансамбля является квадратный в плане главный дом, свободно поставленный на пересечении осей: "ориентированный на дворец подъездной дороги, идущей от села, и парковой аллеи. Симметричность плана с крупным купольным залом в центре обусловила равнозначность решения его фасадов с портиками – лоджиями большого римско-дорического ордера". Главная ось усадьбы проходила по центральной улице села, где располагались церковь с отдельно стоящей колокольней. От дома к реке шла прямая аллея, "украшенная вазами, стоящими на пьедесталах". По углам квадратного двора находились четыре флигеля, соединенные между собой решетчатой оградой. Основным мотивом убранства фасадов флигелей служат филенки и сандрики. На парапетах лестницы у входа лежали чугунные сфинксы. В сооружении новой каменной церкви и колокольни принимали участие уральские мастера. На Нижнетагильском заводе для церкви были сделаны: "медная глава, крест, колокол из сплава красной меди и олова, а также по моделям выносные подсвечники и лампады".