Третья дочь Сухово-Кобылиных – Софья была талантливой художницей-пейзажисткой. Князь Бестужев – Рюмин высоко ценил юную художницу: «Софья Васильевна писала хорошие ландшафты, она была очень образованной и умной; я любил сидеть у ее мольберта и слушать ее рассказы и суждения». Софья скончалась в возрасте 32-х лет.
Младший сын Сухово – Кобылиных Иван был тяжело болен с младенчества и умер молодым.
В 1841 г. старший сын Сухово-Кобылиных – Александр познакомился с француженкой Луизой Симон-Диманш. Через год она стала его гражданской женой. В Воскресенском Луизу приняли хорошо. Александр Сухово-кобылин писал, что его подруга питала "глубокое уважение, и привязанность к его матери и сестре и была с ними в близкой дружбе".
Александр и Луиза жили в Москве, но каждое лето они проводили в Воскресенском. Именно здесь Александр чувствовал себя счастливым: "Солнце было уже низко, прямо против нас. Я сел, поцеловал ее за милые хлопоты и за мысль устроить мне чай. По ее белокурому лицу пробежало ясное выражение, которое говорит, что на сердце страх как хорошо. Я вдохнул в себя и воздух и тишину этой мирной картины и подумал – вот оно где мелькает и вьется, как вечерний туман, это счастье, которое иной едет искать в Москву, другой – в Петербург, третий – в Калифорнию. А оно вот здесь, подле нас вьется каждый вечер, когда заходит и восходит солнце, и вечерний пар оседает на цветы и зелень луговую".
Но идиллия быстро закончилась. 10 ноября 1850 г. Луиза была убита при загадочных обстоятельствах. Сухово-Кобылина обвинили в предумышленном убийстве и арестовали. Следствие продолжалось семь лет. Находясь под следствием, Александр Васильевич занялся литературой и написал три пьесы: "Свадьба Кречинского", "Дело" и "Смерть Тарелкина".
В 1857 г. Мария Ивановна Сухово-Кобылина обращается с письмом к императрице и добивается высочайшего приказа министру юстиции прекратить дело. Сухово – Кобылина приговорили лишь к церковному покаянию за любовную связь.
Выйдя на свободу, Александр Васильевич продает любимую усадьбу купцу Ситникову. Воспоминания о прошлом мучили Сухово-Кобылина до его кончины в 1903 г. Свидетельства современников подтверждают, "с какой болью, с каким отчаянием переживал Сухово-Кобылин гибель любимой им женщины; свою единственную дочь он назвал именем погибшей.
После революции в усадебном доме расположилась дирекция совхоза "Птичное". Это спасло усадьбу от разрушения. В 1938 г. взорвали Воскресенскую церковь. До наших дней от старого парка сохранились старые лиственницы, пихты, липовая объездная аллея и один из копаных прудов. По берегам реки разрослись и сомкнулись кронами ивы. Огромная ива склонилась к самой воде, – возможно, та самая, на которой любила сидеть Душенька с книгой в руках. В целом памятник усадебного искусства XVIII-XIX вв. хорошо сохранил свою планировку и основные сооружения.
Усадьба Жодочи
Первое упоминание о "сельце Жодочи восходит к 1627 г." Первая каменная церковь Иоанна Богослова в Жодочах была построена в 1716 г. В XVIII в. селом владел Н. В. Рогозин. Его зять Федор Михайлович строит в селе деревянный дом с колоннами в стиле классицизм, возводит хозяйственные постройки и закладывает фруктовый сад. При нем Жодочи приобрели славу "замечательного гнезда высокой образованности и живого, здравого просвещения".
У Федора Михайловича и Екатерины Николаевны было 6 детей. Для старшей дочери Анисьи отец пригласил профессора Московского университета Алексея Федоровича Мерзлякова. Он давал ей уроки словесности и безнадежно влюбился в свою ученицу. Мерзляков посвящает ей цикл стихотворений "К Элизе", множество романсов и песен. Историю создания песни "Среди долины ровные" описал Михаил Дмитриев: однажды Мерзляков "разговорился о своем одиночестве, говорил с грустью, взял мел и на открытом ломберном столе написал почти половину этой песни. Потом ему предложили перо и бумагу: он переписал написанное и закончил всю песню". Около дома рос могучий одинокий дуб. Ему Мерзляков и посвятил свою песню: