§ 2 Памятники культового зодчества
2.1. Храмы
Памятники культового зодчества XVIII–XX вв. представлены в Наро–Фоминском районе храмами, монастырями и монастырскими общинами. Памятники церковной архитектуры свидетельствуют о развитии различных стилей и направлений в русском искусстве: от "нарышкинского" барокко до модерна.
Памятники, в которых особенно ярко проявились черты нового времени, составляют особую группу, в которой главенствующее место принадлежит центрическим храмам. Для этих храмов, построенных в стиле "нарышкинского" или "московского" барокко, характерны логичность в соотношении масс, пышность белокаменного декора, в котором интерпретированы элементы европейского барокко – картуши, колонки и пилястры с растительными капителями. Классическим примером "нарышкинского" барокко в Наро–Фоминском районе является церковь Усекновения Главы Иоанна Предтечи в Афинеево.
В 30–е гг. XVIII в. в русскую архитектуру проникают элементы украинского зодчества: возводятся храмы с мощным пятиглавием, венчающим почти на одном уровне ветви образуемого "лепесткового" креста. Такое расположение глав, широко распространенное на Украине, в России представлено только 2–мя памятниками. Это "Новый" собор Донского монастыря в Москве и церковь Вознесения Господня в Бурцеве.
В конце 30–х – начале 40–х гг. XVIII в. "нарышкинское" барокко почти полностью утрачивает основные элементы узорочья. Классическим элементом позднего "нарышкинского" барокко остается обработка граней восьмерика филенками. Характерным примером является церковь Рождества Христова в селе Ильинском, построенная по челобитной Никифора Ивановича Слепушкина.
С восшествием на престол Елизаветы Петровны в столицах и в Подмосковье получает развитие стиль "елизаветинского" барокко. Для "елизаветинского" барокко характерно сочетание заимствования из западноевропейской и восточно-европейской архитектуры с композиционными приемами русского зодчества XVII века. В стиле "елизаветинского" барокко в Верейском уезде возводится три храма. Церковь Преображения в Спас–Косицах, и церковь Успения в Набережной слободе строятся по заказу братьев Шуваловых –фаворитов императрицы.
В 60–е гг. XVIII в. стиль барокко сменяется классицизмом. Однако в некоторых памятниках этого времени еще сохраняются элементы барокко. Характерными примерами памятников переходного типа являются Успенская церковь в селе Симбухове и храм Казанской Божьей Матери в селе Пучкове.
Ранний классицизм еще не был свободен от реминисценций барокко. Постепенно освобождаясь от влияния этого стиля, язык классической архитектуры становится более строгим, лаконичным, тяготея к ордерной системе. В Верейском уезде с 1792 г. по 1804г возводится 4 храма в классицистическом стиле: Троицкая церковь в Мартемьянове, церковь Михаила Архангела в Архангельском, храм Покрова Богородицы в Таширове и церковь Преображения в Слепушкино. Эти храмы были построены в соответствии со строгими нормами классицизма, но позже многие из них приобретают некоторые черты стиля эклектики. Эклектика в 30-е – 90-е гг. XIX в. противопоставила единообразию композиционных решений классицизма разнообразие и широкую свободу выбора стилевых прототипов. Одним из направлений эклектики стал псевдорусский стиль, ориентировавшийся на древнерусское зодчество. В псевдорусском стиле в Верейском уезде возводится церковь Спаса Нерукотворного Образа в селе Большое Свинорье. Этот храм стал последним памятником церковного зодчества, возведенным в Верейском уезде до революции 1917 г. Другой вид памятников церковной архитектуры в Верейском уезде был представлен монастырями и монастырской общиной.
2.2. Монастыри
До революции в Верейском уезде функционировало два монастыря и одна монастырская община.
Первое упоминание о Спасском монастыре восходит к 1631 г., когда его настоятелем был отец Антоний. В 1667-79 гг. в мужском монастыре возводится церковь Входа Господня в Иерусалим. В начале XVIII в. монастырь пришел в ветхость, а в 1764 г. был упразднен. Входоиерусалимская церковь стала приходской.