При храме было устроено православное общежитие. В 1911 г. его преобразовали в женскую монашескую общину. Сергиево-Дубровская женская община занималась благотворительной деятельностью. Ее возглавляла монахиня Макария. В 1912 г. в "общине состояло 17 человек". В 1917 г. обитель вынуждена была объявить себя сельскохозяйственной коммуной, что "позволило просуществовать ей еще десять лет". В 1927 г. коммуна была расформирована, а монахини репрессированы. Церковь закрыли в 1939 г., последний священник храма отец Федор был расстрелян.
Возрождение храма началось в 1994 г. Усилиями районной и местной администрации, с помощью воинов–кантемировцев приведено в порядок здание храма и восстанавливается внутреннее убранство церкви, так же здесь планируется открытие новой монашеской обители.
Местная администрация помогает восстановлению монастыря и церквей, заботится о возрождении религиозного сознания. Более плачевна судьба подмосковных усадеб.
§3 Усадьбы
В XVIII – начале XX вв. – центрами культурной жизни Верейского уезда были подмосковные усадьбы. Построенные в разное время, в различных стилях, они свидетельствуют о развитии ансамблевого строительства в Подмосковье и являются значительной частью культурного наследия.
В 1890 г. в Верейском уезде находилось 75 дворянских и купеческих усадеб, 25 из которых частично сохранились до настоящего времени. В XVII в. усадьба в основном выполняла хозяйственные функции; в XVIII в. усадьба становится средой обитания, своеобразным явлением художественной жизни.
Усадьба Афинеево.
В конце XVIII в. село Афинеево приобретает московский предводитель дворянства Ступишин. В этот период в Афинеево разбивается регулярный липовый парк, создается сеть искусственных прудов, насыпаются острова, строятся ажурные мостики, беседки и главный дом в стиле классицизма.
В середине XIX в. владельцем Афинеева был издатель журнала "Отечественные записки" Павел Петрович Свиньин. Он почти не жил в усадьбе и в конце XIX в. продал красивый дом на слом. Новым владельцем усадьбы стал купец Власов. Он начал приводить поместье в порядок и выстроил новый каменный дом. Внутри комнаты были просторные и удобные.
В 1913 г. Афинеево приобретает Алесей Александрович Бахрушин. По этому поводу московские шутники сочинили "Песню о новом помещике":
" Как ныне Бахрушин решил Алексей
Помещиком стать под Москвою,
Торопит жену он свою поскорей:
Купи мне именье с рекою,
Чтоб мог у себя бы я рыбу ловить,
Купаться и в лес за грибами ходить ."
Архитектор Илья Евграфович Бондаренко возводит в 1913 – 14 гг. в Афинеево больницу и пристраивает крыло к главному дому.
Алексей Бахрушин начал разводить в усадьбе пчел, устроил птичник и скотный двор. Революция нарушила мирную жизнь Бахрушиных. Усадьба была национализирована, а дом разрушен.
В 30–е гг. от усадьбы Афинеево сохранилось немногое –" заросший парк, фундамент здания, фонтан перед ним и лестница из белого мрамора, ведущая к реке".
Сейчас определить местоположение бывшей усадьбы очень сложно, Только древние липы и ели хранят память о старой усадьбе.
Усадьба Воскресенское
Село Воскресенское "впервые упоминается в писцовых книгах в 1627 г.". В 1701 г. в селе была построена церковь Воскресения Христова. В XVIII в. село принадлежало сподвижнику Петра I – Петру Михайловичу Бестужеву-Рюмину. Его наследник – граф Михаил Петрович начинает строительство усадьбы. Планировка усадьбы основана на двух композиционных осях, из которых главная совпадает с осью дома, подъездной дороги и центральной аллеи парка. Вторая ось организует хозяйственную территорию: ее противоположный конец закреплялся зданием усадебной церкви. Воскресенская церковь принадлежала "к редкому типу двухъярусных центрических храмов с восьмилепестковым основанием".