Монастыри, воздвигнутые в новое и новейшее время, знакомят с атмосферой "духовной" жизни и подвижничества.
История монастырей восходит к 30–м гг. XVII в. (Спасский монастырь в Верее XVII–XVIII вв.). В настоящее время монастырская культура представлена Троице–Одигитриевским монастырем, основанным в 20–е гг. XIX в. Зосимой Верховским.
Специфической особенностью храмов и монастырей являются уникальные свидетельства "священной" истории: "мироточащие" иконы, целебные источники, мощи святых. С древнейших времен и до настоящего времени они привлекают к себе внимание паломников. На мой взгляд, это необходимо учитывать при разработке соответствующих маршрутов, адресованных паломникам.
Усадебная культура в районе представлена в широком временном диапазоне: от позднего средневековья (усадьба Малые Горки) до новейшего времени (дача Н. Н. Златовратского в Апрелевке). История большей части усадеб фиксирует дворянскую жизнь, представляющую интерес для изучения культуры повседневности дворянского сословия. Единично представлен слой купечества: А. А. Бахрушин – усадьба Афинеево. Но, наиболее интересные, на мой взгляд, усадьбы связаны с именами знаменитых деятелей культуры и искусства и их гостей. Такие "культурные гнезда" фиксируют менталитет и культуру повседневности высшего слоя интеллектуалов (усадьба Воскресенки – драматург А. В. Сухово–Кобылин). Эти усадьбы равно интересны любой аудитории: от человека, интересующегося русской культурой, до узких специалистов – профессионалов (историков культуры, искусства, литературы).
События военной истории (Отечественных войн 1812 и 1941–45 гг.) представлены в системе многочисленных памятников, позволяющих воссоздать атмосферу тех лет, биографии военноначальников (война 1812 г. – генерал И. С. Дорохов), а также свидетельства кровопролитных боев и массового героизма. Воссоздавая в образной форме героические события, эти памятники одинаково важны (адресны) как подрастающему поколению (школьникам), так и ветеранам – участникам Великой Отечественной войны. Посещение мест великих событий – старинная культурная потребность, а слова "на этом самом месте" – имеют особую власть над сознанием людей. Тематические экскурсии по местам исторических событий позволяют воссоздать в образной форме события и атмосферу "былых времен".
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1) Апрелевка. Наро–Фоминск. Верея // Города Подмосковья: Кн. 3. – М.: Московский рабочий, 1981. – С. 460–533
2) Археологическая карта России. Московская область / РАН. Институт археологии. – Ч. 2. – М., 1995. – С. 97–108
3) Ашков Г. Торжества на Наро–Фоминской земле // Московские епархиальные ведомости. – 2000. – № 2–3. – С. 24–26
4) Бахрушин Ю. А. Воспоминания. – М.: Художественная литература, 1994. – С. 551–555, 602–639, 643–646
5) Битва под Москвой: Сборник документов // Русский архив: Великая Отечественная. – Т. 15 (Ч – 1). – М.: Терра, 1997. – С. 108–109, 111–112, 115–116, 156–159, 199, 247, 287, 367
6) Болтин Е. Два месяца боев за Наро–Фоминск // Известия. – 1941. – 28 декабря. – С. 1
7) Бурыкин В. М. Верея – ровесница Москвы // Основа. – 1999. – 14 августа. – С. 4
8) Бурыкин В. М., Лискин Ю. А., Сметнев Н. Н. Быль и легенды земли Верейской. – М.: Буквица, 1997. – 208 с.
9) Верея // Тельтевский П. А. Древние города Подмосковья. М.: Стройиздат, 1974. – С. 92–96
10) Верховская Л. А. Троице–Одигитриева Зосимова пустынь и ее труженики // Дворянское собрание. – 1996. – № 4, – С. 139–147
11) Верховская Л. А. Троице–Одигитриевский монастырь // Московский журнал. – 1997. – № 3. – С. 39–47
12) Выходные в Подмосковье: Путеводитель с картами. – М.: Авангард, 2000. – С. 106–107, 112–115
13) Голубева Л. А. Раскопки в Верейском кремле // Материалы и исследования по археологии СССР. – № 12. –М., 1949. – С. 134–143
14) Горчакова Е. С. Обитель старца Зосимы Верховского. – М., 1998. – 46 с.
15) Грабарь И. Э. Моя жизнь: Автомонография. Этюды о художниках. – М.: Республика, 2001. – С. 140–143, 162