История развития контроля в России
Страница 5

Кроме роли обличителя совершенных злоупотреблений, контроль должен решить задачу обобщения опыта управления государственными средствами: "доставлять правительству ежегодно примечания из самих опытов, извлеченные о движении его капиталов, представлять способы к облегчению их движения и к лучшей проверке" [15, с. 340 - 341].

Однако данный план не был воплощен в жизнь по двум причинам: первая - это "падение" М.М. Сперанского, вторая - нашествие Наполеона в 1812 г. и последовавшая затем война, которые отвлекли Александра I от реформаторской деятельности. Общая неудача преобразовательных идей М.М. Сперанского отразилась и на судьбе Главного управления ревизии государственных отчетов, из ведения которого был постепенно изъят ряд ведомств; остальные или доставляли отчетность очень неаккуратно, или представляли ее в таком виде, что невозможно было делать ревизию.

Для ускорения проведения ревизии отчетности, накопившейся за определенное время, предпринимались особые меры: создание "временных комиссий для решения счетов и счетных дел прежнего времени". Впервые такая комиссия была организована в 1819 г. Затраты на ее содержание превышали расходы по постоянно действующим контрольным учреждениям.

Контроль оборотов местных учреждений производили Казенные палаты. После документальной проверки отчетности губернских учреждений счетное отделение Казенной палаты должно было составлять общий отчет о губернских оборотах и отсылать его на ревизию. В последнем сущность работы по проверке отчетов казенных палат состояла в наблюдении за соответствием фактических поступлений и расходов учреждений утвержденным данным, а также в сличении правильности отражения по отчетам сумм, выдаваемых губернским учреждениям и получаемых от них. В общем формальная бухгалтерская проверка цифровых данных.

Во времена Николая I (1827 г.) был учрежден особый контроль при Министерстве имперского двора; упразднены были адмиралтейская и черноморская контрольные экспедиции и вместо них при Государственном контроле был учрежден Департамент морских отчетов; также были учреждены временные комиссии для окончательной разборки залежавшихся счетов прежнего времени.

В 1827 - 1836 гг. при участии Главного управления ревизии государственных счетов были выработаны формы отчетности и порядок их ревизии. Это было связано с тем, что в составлении отчетов отмечался большой разброс: некоторые департаменты представляли полные отчеты обо всех подотчетных суммах, иные - только о "штатных" суммах или делили свои отчеты на множество частей.

Для составления главных правил отчетности государственный контролер А.З. Хитрово в начале 1827 г. образовал особый комитет из управляющих экспедициями и директора Канцелярии государственного контроля и поручил этому комитету обсудить вопросы об устройстве отчетности, о мерах к своевременному ее поступлению и к устранению затруднений, которые приходилось испытывать Государственному контролю по причине необходимости требования дополнительной справки и объяснений к ревизуемым счетам.

В 1836 г. Главное управление ревизии государственных счетов было преобразовано в Государственный контроль [18]. Его устройство было изменено и права расширены. Теперь данный орган стал состоять из Совета Государственного контроля, трех контрольных департаментов: гражданских, военных и морских отчетов, а также канцелярии и архива.

Каждый Департамент состоял из общего присутствия, отделений и канцелярий. Общее присутствие состояло кроме начальника Департамента еще и из старших ответственных чиновников, а также нескольких членов, определявшихся Высочайшим Указом.

Однако принятый закон ничего не изменил ни в задачах, ни в формах контроля. В этом законе получила полное завершение система ревизии генеральных счетов, фактически действовавшая с конца XVIII века. По этой системе до поступления в Государственный контроль отчетность проходила три инстанции. В первой, низшей, учитывались обороты по приходам и расходам, велись бухгалтерские книги и по окончании года составлялись отчеты, которые вместе с книгами и документами отправлялись во вторую инстанцию, где они ревизовались по подлинным документам. Третью инстанцию составляли департаменты министерства. Здесь отчеты проверялись еще раз, по ним составлялись сводные (генеральные) отчеты, которые затем отправлялись в Государственный контроль. Совет Государственного контроля рассматривал результаты ревизионной деятельности с государственной точки зрения и подготавливал материал для составления Всеподданнейшего отчета. Данному органу было предоставлено право утверждать расходы, которые с формальной стороны не имели оправдания, и оставлять без преследования убытки по операциям, предпринятым в каких-либо нравственных или политических целях. Таким образом, Государственный контроль фактически не производил ревизию отчетности, так как не имел дела с подлинными документами, а лишь рассматривал генеральные отчеты министерств. От ревизии в собственном смысле слова Государственный контроль был устранен.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13