К основным недостаткам этого периода можно отнести:
несовершенство местного счетоводства и недостаток в работниках;
зависимость контрольного дела от лиц, распоряжающихся расходом сумм, и разрозненность ведомств, отсылавших в центральную контору лишь краткие выписки из счетов.
Контроль в XIX веке
Развитие научной фантастики в 19 веке подтолкнули к созданию спутников-шпионов для контроля из космоса за нерадивыми помещиками.
В соответствии с Манифестом от 8 сентября 1802 г. был создан особый орган - Министерство финансов, которому все министерства были обязаны в начале октября представлять свои сметы на будущий год. Министерство финансов должно было в ноябре свести их все воедино и вместе с генеральной ведомостью о доходах следующего года представить на утверждение Императору. После этого министр финансов отсылал роспись государственному казначею для исполнения. Государственный казначей также составлял генеральный отчет о государственных приходах, расходах и остатках за минувший год и представлял его министру финансов. Все эти документы содержались в глубочайшей тайне и не подлежали рассмотрению. Манифест не внес никаких изменений в действующую систему ревизии финансовой отчетности. Созданная в 1780 г. Экспедиция для ревизии счетов сохранялась, хотя ее деятельность в начале XIX века протекала так же малоуспешно, как и в конце XVIII века.
История государственного контроля в виде отдельного самостоятельного ведомства начинается с 28 января 1811 г., когда было образовано Главное управление ревизии государственных отчетов (Государственный контроль). Главный контролер был фактически независим и обладал правами и обязанностями наравне с другими министрами. Главное управление ревизии государственных счетов состояло из двух департаментов: по гражданской части и по военной. Положительным моментом являлось то, что военное и морское ведомства, тратившие большие суммы, были подчинены независимому органу контроля. Государственный контролер имел право непосредственного доклада Императору. Отрицательным моментом было то, что целый ряд учреждений (банки, кадетские корпуса и др.) были освобождены от ревизии государственного контролера. Манифестом был создан и Совет государственного контроля, состоящий из директоров департаментов и имеющий лишь право совещательного голоса. К основным проблемам Манифеста можно отнести то, что:
он был враждебно встречен бюрократическими органами;
стараниями бюрократов работникам контрольного ведомства были определены более низкие оклады, чем другим чиновникам;
на штат контрольного ведомства отрицательное влияние оказывали сложность и утомительный характер работы;
ощущался недостаток работников;
счета представлялись в таком виде, что к этому беспорядочному материалу нельзя было применить даже самых скромных требований правильной ревизии.
Для решения указанных проблем были приняты следующие меры:
в помощь постоянно действующим контрольным учреждениям были назначены временные комиссии;
приемы и способы проверки отчетности были упрощены до предела;
ведомствам, которые нужно было проверить, было предоставлено право самим проводить проверку под надзором назначенных контрольных чиновников.
Значительную роль для развития контроля сыграл план финансов М.М. Сперанского. Суть его состояла в следующем. Министерство финансов должно состоять из трех главных учреждений соответственно трем главным частям управления финансами. При этом Министерство финансов, главный казначей и государственный контролер должны были самостоятельно и независимо руководить вверенными управлениями и нести ответственность за состояние соответствующей отрасли, поддерживая между собой тесную связь. Деятельность государственного контролера должна состоять в том, чтобы получать и проверять счета приходов и расходов всех местных управлений.
Содержание деятельности финансового контроля - проверка исполнения бюджета. "Одна ревизия счетов может показать, до какой степени финансовый закон в каждом году был сохранен или нарушен" [15, с. 70].