В контрольной деятельности Приказа главное внимание было уделено ревизии отчетности по расходованию государственных средств. В 1656 - 1667 гг. он назывался Приказом столовых и счетных дел, потому что в это время на него была возложена проверка отчетности по содержанию царского стола. Кроме того, не ограничиваясь проверкой военной отчетности, Счетный приказ нередко по своей инициативе производил ревизию должностных лиц. Время, когда Счетный приказ перестал существовать, точно не установлено. Однако последние его документы относятся к 1678 г.
Финансовый контроль в его элементарных формах осуществлялся и органами местного управления. Все управление уездом сосредоточивалось в руках воеводы. При назначении нового воеводы на должность он должен был обревизовать всю деятельность своего предшественника и, приняв от него по описи все денежно - материальные ценности, сообщить об этом в Приказ. Реального контроля над деятельностью воевод не существовало, а функционирующие органы только фиксировали факты. Воевода, снятый с должности, переводился в другой уезд. Он накладывал имущество на возы и отправлялся в путь к новому месту. В пути устраивалась контрольно - ревизионная засада, и если возов оказывалось больше допустимого, то излишки отбирались.
Развитие государственного контроля «Новой эпохи»
В XVII веке каждый посад и каждая слобода выбирали низших правительственных агентов, которые должны были собирать налоги и отвечать за исправность их поступления. При контроле за сбором прямых налогов община пользовалась определенной самостоятельностью. Однако вся ее деятельность находилась под надзором воевод. Сбор главных косвенных налогов - таможенной пошлины и кабацких доходов - производился двумя способами: либо они сдавались на откуп с обязательством внести определенную сумму денег (оклад), либо обязанность сбора возлагалась на лиц, выбранных из местного посадского населения. Порядок контроля за сбором косвенных налогов на местах строго регламентировался.
Контрольным органом может быть признана Ближняя канцелярия, учрежденная Петром I в 1699 г. Круг вопросов, подлежащих ведению Ближней канцелярии, не ограничивался собственно финансовой областью, а охватывал более широкую сферу административных деяний; в ней сосредоточивались сведения не только о состоянии денежных сумм, но и о количестве армии, ее содержании, количестве военных запасов и даже о состоянии городских укреплений. Это дает основание сделать вывод, что Ближняя канцелярия не была собственно ревизионным учреждением, а, скорее, являлась средоточием счетоводства, данными и выводами которого правительственная власть пользовалась в хозяйственных и административных целях.
Финансовая отчетность местных органов перед центром заключалась в составлении сметного списка, который включал: остатки на начало финансового года; доходы, которые должны были поступить и фактически поступили; недоимки; произведенные за год расходы и остатки к концу года. На основе первичных отчетов должностных лиц воевода обязан был составить сводный отчет за год - сметный список - и не позднее ноября отослать его в соответствующий Приказ в Москву. За непредставление Петр I требовал заковывать в цепи и лишать движимого и недвижимого имущества.
Бюджетным целям отвечали и составлявшиеся местными органами окладные росписи (проекты бюджета). Они охватывали период с 1 сентября по 31 августа.
Первая известная роспись за 1680 г. представлена следующим образом. Доходы - 1 220 367 р., в том числе косвенные налоги - 53,3%; прямые налоги - 44%; доходы от разных мелких пошлин - 2,7%. Расходы - 1 125 323 р., в том числе армия - 62%; дворцовое управление - 19,9%; казенные мероприятия - 5%; расходы по управлению - 11,9% и др.
В первой четверти XVIII века наводится порядок в учете государственных ресурсов, начинают складываться определенные приемы ревизии отчетности.
Большую роль сыграло образование в 1711 г. Сената - органа высшего управления, перед которым Петр I поставил задачу "смотреть во всем государстве расходы, и ненужные, а особливо напрасные отставить" [16].