Таким образом, военный министр Милютин Д.А. невольно взвалил на военное ведомство функции по образованию, по организации и содержанию значительного количества образовательных учреждений, несколько отличающихся от гражданских школ, которых как раз не хватало в России. Армия сделалась для низшего сословия своего рода школой.
Знаменательно, что при рассмотрении нового варианта закона о воинской повинности в Государственном совете противниками предоставления льгот в военной службе по образованию и других либеральных статей этой реформы явились те министры, которые, казалось бы, должны были занимать обратную позицию. Именно граф Толстой, министр народного просвещения, отрицал желательность особых льгот для лиц, получивших высшее образование, а министр юстиции граф Пален явился противником подчинения вопросов об уклонении от воинской повинности суду присяжных.
Но Милютин — военный генерал и военный министр отстоял неприкосновенность либеральных принципов. Пользуясь особым расположением к нему императора Александра II, отстоял свою реформу и не только провел ее в Государственном совете, но, и в противоположность всем остальным министрам-реформаторам в окружении императора, получил возможность лично провести ее в жизнь, так как продолжал оставаться военным министром до конца царствования Александра II.
Оружие и способы ведения боя того времени требовали от каждого солдата и офицера быть не только, безусловно повинующимся, но и мыслящей личностью. Однако всего перечисленного оказалось недостаточно, чтобы в случае войны противостоять сильному в военно-техническом отношении противнику.
Поэтому выдвигалась цель (и она была решена в ходе реформы) - подготовить "ученых и техников, которые бы стояли в уровень с современной наукой, и затем с их помощью перестроить или создать вновь все технические учреждения; чтобы не оставить армию без врачебной помощи, нужно было взлелеять медицинскую науку в самых недрах военного ведомства".1
Изменение системы военного образования задумывалось и осуществлялось Александром II и военным ведомством как органическая часть военной реформы, согласующаяся с другими ее направлениями.
1 Форсова В.В. Военная реформа Александра II// Вестник российской академии наук, 1995, том 65, №9. 829c
V. УЛУЧШЕНИЕ МАТЕРИАЛЬНОГО ПОЛОЖЕНИЯ РОССИЙСКИХ ОФИЦЕРОВ
Одна из целей реформы состояла в привлечении на военную службу способных людей, которые отказывались от армейской карьеры по материальным соображениям. Это касалось не только значительной части младших офицеров, но и командиров частей. Чтобы преодолеть это препятствие, был предпринят ряд шагов. В 1859 г. были увеличены почти на одну треть "оклады жалования" генералам, штаб- и обер-офицерам гвардии и армии и назначены "столовые деньги" всем без исключения ротным и эскадронным командирам.1
В 1864 г. офицеры губернских батальонов, уездных и других команд были уравнены в жалованье с офицерами армейских формирований. Еще через два года командиры полков и отдельных батальонов гвардии и армии стали получать прибавочное жалованье, а помощники полковых командиров по хозяйственной части, полковые адъютанты, квартирмейстеры, казначеи и офицеры, заведующие оружейной частью - «столовые деньги". Тогда же (1866 г.) было назначено походное суточное довольствие генералам, штаб- и обер-офицерам, которые совершают передвижение более трех дней, и суточные деньги штаб- и обер-офицерам на время лагерных сборов.
В 1868 г. Александр II повелел выдавать прибавочное жалованье офицерам войск гвардии в размере полугодового оклада. С этого же времени стали производиться ежегодные выплаты сумм на пособие по 1 тыс. 200 руб. на каждый армейский полк, и "еще одна, в высшей степени важная для начинающих службу офицеров мера - выдача при производстве из строевых портупей-юнкеров в первый офицерский чин 100 рублей на обмундирование".2
Тем самым "во всей армии не осталось ни одного чина, содержание которого в течение последних 12 лет не увеличилось бы больше чем на одну треть"; а у многих категорий военных оно выросло в полтора и даже два раза.