Однако сословные различия все же сохранились. Так, вольноопределяющимся дворянам устанавливался срок производства в офицеры 2 года, вольноопределяющимся первого разряда (духовенство) - 4 года, второго разряда (городские обыватели) -6 лет и третьего (сельские обыватели) - 12 лет.2
Признавая необходимость для каждого офицера тщательно изучать теорию военного дела и учитывая ограниченность большинства из них в средствах, государь-наследник (будущий император Александр III) пожертвовал из своих средств определённую сумму на "Военную библиотеку" - сборник лучших "по всем отраслям военных сочинений, как изданных на русском языке, так и переводов наиболее замечательных иностранных сочинений". 3
Было издано 4 тыс. книг, которые безвозмездно разослали в войска по одному экземпляру во все полки гвардии и во все роты, эскадроны и батареи. Помимо этого, наследник принял на себя расходы по опубликованию "Военной библиотеки" в более широких масштабах с тем, чтобы она продавалась по самой низкой цене. "Желая сделать означенный сборник доступным возможно большему офицеров, располагающих даже самыми ограниченными средствами", Его Императорское Высочество приказал допустить _ 1,2,3 Форсова В.В. Военная реформа Александра II// Вестник российской академии наук, 1995, том 65, №9. 827c
приобретение книг по подписке, с вычетом из жалованья и с рассрочкой платы.1
В большинствеслучаев это издание дало толчок формированию полковых, ротных, эскадронных и других военных библиотек, которые содействовали повышению профессионального уровня младшего командного состава русской армии.
В рамках реформы были предприняты шаги, способствовавшие сохранению и упрочению военных династий. С этой целью в удаленных от крупных городов и населенных пунктов местах картирования войск предполагалось открыть военные детские школы.
Одна из первых таких школ стала действовать в Новогеоргиевской крепости. В ней было три двухгодичных класса - приготовительный, младший и старший, и их могли посещать сыновья всех служащих в крепости лиц.
Программа обучения охватывала следующие предметы: закон Божий, русский язык, арифметику, чистописание, рисование и иностранные языки (латинский, французский и немецкий), которые изучали только дети офицеров и чиновников. В старшем классе преподавались также геометрия и география. Существовал общий класс церковного пения.2
Обучение осуществлялось лицами "из господ офицеров и чиновников, служащих в крепости, известных своими сведениями (знаниями) и нравственными качествами к преподаванию"; к нему допускались и женщины. Содержание подобной школы обходилось военному ведомству в 1620 рублей в год, которые отпускались по специальной смете.3
Выделялись средства и на содержание успешно работавшего в крепости первоначального женского училища с той же программой, что и в мужской школе. Для заведования им комендант крепости приглашал особу, известную "по научным сведениям, воспитательным способностям, нравственным качествам и твердым правилам по отношению к православной церкви". Серьезный подход к образованию дочерей офицеров диктовали интересы будущего: нередко эти девушки становились женами сослуживцев отца или братьев, матерями будущих офицеров, передавали полученные знания своим детям, формируя их нравственные устои.
С 1875 г. Милютин ввел новые правила обучения солдат, взятых на действительную службу, причем это обучение касалось не только военной выправки и специальной подготовки, но начиналось с грамоты. В отношении грамотности состав армии, конечно, улучшился уже тем, что в ней стали служить лица более высоких сословий. В армию до реформы 1874 г. грамотных поступало не более 13%, а в 1874 г. этот _ 1,2,3 Форсова В.В. Военная реформа Александра II// Вестник российской академии наук, 1995, том 65, №9. 828c
процент сразу повысился до 20. Затем, благодаря правилам 1875 г., систематическому и все улучшающемуся обучению в полках почти каждый, взятый на военную службу, возвращался домой через несколько лет обученным грамоте.