Объективности ради, следует сказать, что военные суды во многом еще содержали черты феодального права и сохраняли зависимость от военного начальства, что лишало их должностной самостоятельности, но в целом военно-судебная реформа была значительным шагом вперед, т.к. она основывалась на принципах “буржуазного судопроизводства”1. Размешиватели на сайте: magnumnn.ru/products/derevyannye-razmeshivateli
И благодаря тому, что все это находилось под личным контролем Милютина, пользовавшегося большим доверием императора, реформам в военной юстиции не пришлось подвергнуться в реакционное время тем искажениям, какие претерпели в смутные годы реакции гражданские суды.
II. РЕОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ
ВОЕННЫМ ВЕДОМСТВОМ
Следующим важным этапом была реорганизация и самого управления военным министерством, его структурами, различными по величине и значимости военными формированиями. Отчасти это делалось в целях экономии, а отчасти и в целях более разумного административного устройства.
При Александре II существовало три основных рода войск: регулярные, иррегулярные (главным образом казачьи) и государственное ополчение, созываемое при чрезвычайных обстоятельствах. Регулярные войска включали: полевые, тыловые (крепостные, запасные - формируемые в военное время, резервные, местные) и вспомогательные (учебные, жандармерия).
Военный министр предложил упразднить существовавшие тогда в мирное время штабы отдельных армий, указывая, что деление войска на армии вовсе не нужно для мирного времени, так как в военное время отдельные части различного подчинения приходится формировать в более крупные соединения, и они выходят из того командования, в котором были до начала военных действий.
В начале 60-х годов полевые войска состояли из корпусов, которые также были ликвидированы. Считалось, что такая структура, как корпус, слишком большое военное формирование для мирного времени. Принято было, что наибольшей военной единицей в мирное время станет дивизия (в четыре полка каждая).
Позднее в 70-е годы корпуса были вновь восстановлены. В каждый из корпусов (их было 16) входили две - три пехотные и одна кавалерийская дивизии.
Появилась возможность устроить более целесообразно и саму военную администрацию.
Военное министерство к началу реорганизации, по словам Милютина, представляло собой «орган неудобств, проволочек и пререканий». Оно включало в себя ряд департаментов. Так, Генеральный штаб занимался вопросами размещения войск и разработкой дислокационных карт. Императорский департамент, не подчинявшийся военному министру, ведал личным составом и внутренним устройством войск, исключая артиллерийские и инженерные части. Провиантский департамент осуществлял снабжение армии; комиссариатский ведал денежным и вещевым снабжением войск, организацией госпиталей и их обеспечением.
Медицинским и ветеринарным обслуживанием занимался медицинский департамент. Военно-судебные дела находились в компетенции аудиторского департамента.
Артиллерийский и инженерный департаменты ведали лишь хозяйственными вопросами. Общее же руководство артиллерийскими и инженерными войсками осуществляли соответственно генерал-фельдцейхмейстер и генерал-инспектор инженерных войск. Эти должности традиционно предназначались великим князьям, которые не подчинялись военному министру и имели право непосредственного доклада царю.
Подготовка военных кадров была в руках главного начальника военно-учебных заведений, также независимо от военного министра.
В 1863 г. состоялась реорганизация департамента Генерального штаба, который стал называться Главным управлением Генерального штаба. Однако уже к концу 1865 года Главное управление Генерального штаба и инспекторский департамент были объединены в одно управление - Главный штаб. В его компетенцию входили вопросы управления войсками в мирное и военное время, состава армии, комплектования, военной разведки, военно-научной работы и другие. Начальник Главного штаба назначался императором, был первым помощником и заместителем военного министра и возглавлял Генштаб и Фельдъегерский корпус.