Выбор газет и журналов определялся клубными старшинами путем голосования в соответствии с выделяемой на эти цели суммы.
Беллетристических и специальных сочинений клуб не выписывал, поскольку подобная литература поступала в батальонные библиотеки.
Бывали здесь и маскарады, любительские спектакли, концерты, на которые допускались лучшие из нижних чинов. На Рождество устраивалась елка для детей.
Не получая никакого пособия от казны, клуб содержался за счет ежегодных взносов своих членов (по 5 руб. с человека), а также денег, получаемых за игру на бильярде и в карты, за штрафы, и отчасти на средства, выручаемые за спектакли и концерты.
Обобщение опыта организации ряда офицерских военных клубов позволило выработать единый Устав военных собраний, который был утвержден в ноябре 1874 г. Отныне придерживаться его были обязаны все военные клубы - старые и новые.
Деятельность клубов послужила толчком для появления солдатских собраний, или маркитантских буфетов.
Всё это, конечно, существенно отличались от офицерских уже потому, что устраивались для представителей низших сословий, как правило, вчерашних полуграмотных либо неграмотных крестьян. Одна из главных целей, которая преследовалась при организации солдатских клубов - это отвлечение нижних чинов от посещения кабаков и прочих неблагоприятных заведений.
Один из первых солдатских клубов был открыт в 1869 г. в Новогеоргиевской крепости. В 1873 году, когда заметка о нем появилась на страницах "Русского Инвалида", он представлял собой "обширный, светлый, казарменный покой, разделенный перегородкой на две части: в передней помещался собственно буфет, а в задней – 1 Форсова В.В. Военная реформа Александра II// Вестник российской академии наук, 1995, том 65, №9. 833c
полковая читальня".1
Там отпускались чай, пиво, водка, закуски и папиросы. На столах буфетной комнаты лежали разнообразные игры: шашки, шахматы, гусек, конек-горбунок, штурм крепости и др. В читальне всегда были "Русский Инвалид", "Варшавский Дневник", а также солдатские и народные издания.
Чай в солдатском собрании употреблялся в больших количествах. Вина, по сравнению с чаем, продавали весьма мало. За стаканом чая, бутылкой пива или рюмкой водки в свободное от служебных занятий время солдаты проводили свой досуг в товарищеских разговорах. Выносить из буфета водку или пиво воспрещалось; строго преследовались игры на деньги. За порядком в буфете следил дежурный унтер-офицер.
Устраивались и танцевальные вечера, на которые собирались семьи солдат, их знакомые, женская прислуга офицеров - все, кто имел какое-либо отношение к казармам и их населению.
Право свободного входа имели только фельдфебели и унтер-офицеры, а также чины полковой учебной команды; остальные посетители (нижние чины и гости) допускались только по билетам, которые раздавали ротные командиры вполне благонадежным солдатам из числа желающих попасть на вечер.
Благодаря этому там никогда не бывало ни ссор, ни, тем более, драк. Они прекращались в самом начале "вмешательством товарищей и дежурного унтер-офицера".
Устройство офицерских и солдатских собраний способствовало решению задач, которые ставились в ходе военной реформы: благоустроить жизнь военнослужащих, изменить времяпрепровождение, не занятое служебными обязанностями, повысить их общекультурный и профессиональный уровень.
VIII. ЗАКОН О ВСЕОБЩЕЙ ВОИНСКОЙ ПОВИННОСТИ, РАСШИРЕНИЕ ПРАВ И ПОВЫШЕНИЕ СТАТУСА ВОЕННОСЛУЖАЩИХ
Принятый 1 января 1874 года, в ходе реформирования русской армии, Закон о всеобщей воинской повинности, а вместе с ним и «Устав о всесословной воинской повинности», рассматривал "защиту Престола и Отечества" как священную обязанность каждого русского подданного.
Все лица, годные к военной службе, должны были провести определенное время в постоянных войсках или в ополчении.
1 Форсова В.В. Военная реформа Александра II// Вестник российской академии наук, 1995, том 65, №9. 833c