Первым шагом в подготовке военной реформы стал "Свод
_ 1 Корнилов Курс истории России XIX века. 1993. 296 c.
главных правил и мнений об обязанностях и духе военного звания",
увидевший свет в 1862 г. "Свод" провозглашал здравый рассудок главнейшим из требований, предъявляемых каждому, состоящему на воинской службе. Далее следовали: "Добрая воля в отправлении порученного, человеколюбие, верность к службе Его Императорского Величества, усердие к общему делу, радение о должности, честность, бескорыстие и воздержание от взяток". В документе предусматривались также "правый и равный суд всякому состоянию" и "покровительство невинному и оскорбленному".1
В этой связи стоит заметить, что, наверное, первым предвестником реформы, чётко обозначившим возвышенное и патриотическое отношение к военной службе, можно считать Указ Александра II от 19 марта 1856 г. о разделении знака отличия военного ордена Св. Георгия на 4 степени, который подчёркивал особую значимость этой награды, чётко и высоко оценивал заслуги награждаемых, воспитывал гордость за тяжёлый ратный труд и воздавал славу за военные подвиги.
Поскольку в “Своде” были провозглашены столь высокие цели, основной задачей военного ведомства, как бы ни важно и существенно являлось само техническое устройство армии, было коренное изменение самой системы воинской повинности, полное уничтожение тогдашней рекрутчины, которая возлагалась на сословия мещан и крестьян. В1762 году от неё были освобождены дворяне, а затем купцы, почётные граждане и духовное сословие.
Крепостное право способствовало тому, что служба в русской армии из почетной обязанности постепенно превратилась в наказание. При тяжести тогдашней солдатской службы, которая продолжалась 25 лет и представляла настоящую каторгу, всеобщее сознание было таково, что быть сданным в солдаты или, как тогда выражались, «быть забритым» или «попасть под красную шапку»2, считалось самым тяжелым видом уголовного наказания даже для крепостных крестьян, и сдачи в солдаты все боялись как огня.
Это обстоятельство, не говоря уж о самой тяжести солдатской службы, делало положение солдата и чрезвычайно приниженным, так как он приравнивался в сознании общества почти что к каторжнику, к уголовному преступнику. Это соответственно должно было отражаться и на духе войска, на его развитии и, несомненно, понижало, независимо от плохого вооружения, боевую способность армии.
Поскольку воинская повинность была не личной - допускались замена одного призывника другим, а впоследствии и выкуп, - общество и помещики использовали ее в качестве средства
избавиться от нерадивых, порочных или совершивших преступление
1Зуев М.Н. «История России с древности до наших дней» М.1998 год. 269 c. 2Корнилов Курс истории России XIX века. 1993. 298 c.
подопечных. Учитывая такой состав русской армии, в ней "по необходимости должны были применяться самые тяжкие телесные наказания, а это еще более отстраняло от ее рядов людей, сколько-
нибудь образованных и сознававших свое достоинство".1
17 апреля 1863 года Указом Александра II были отменены телесные наказания по суду, но он не распространялся на крестьян, штрафных солдат, ссыльных и приговорённых к каторге.
Под влиянием идей европейского просвещения реформирование воинской повинности являлось важнейшим с точки зрения общенародных интересов, ибо оно вносило в русскую жизнь демократизирующее начало огромного значения.
С другой стороны, эта же самая реформа воинской повинности была и технически необходима для формирования наиболее сильной армии при наименьшей затрате средств, которая отвечала бы в большей степени устройству армии цивилизованных стран. В то время в Европе рекрутчина, вербовка, или другие архаические системы комплектования армий были заменены системой всеобщей воинской повинности. Эта система важна была не только теми условиями равноправия, которые соответствовали новому строю общества, повсеместно введенному в XIX в., но и в техническом, военном и экономическом отношениях она представлялась гораздо более выгодной.