С 1922 г. в советской России была заложена плановая основа переселения на Дальний Восток. Так, ряд статей принятого в тот год Земельного кодекса были посвящены вопросам планового переселения. Кодекс устанавливал возможность получения льгот плановым переселенцам, а также внеплановым, но получившим разрешение переселенческих организаций на поселение в осваиваемых землях. Тогда же был создан Колонизационный фонд, составлены сметы расходов на обустройство переселенцев. В 1926 г. вышло постановление ЦИК и СНК Союза ССР «О льготах крестьянскому населению по землеустройству и переселению», вводившее следующие стимулы для переселенцев: - льготный переселенческий тариф; - долгосрочный льготный кредит (до 8 лет) на землеустроительные работы; - льготы переселенцам по обложению единым сельскохозяйственным налогом. Льготами могли пользоваться только те, кто расселялся в соответствии с планами переселения и землеустройства.
В отличие от царского правительства, советское активно стимулировало переселение бедняков, расходы в этом случае государство брало на себя. На наш взгляд, такой подход послужил формированию иждивенческих настроений среди части организованных мигрантов на Дальний Восток.
С конца 20-х г. государством поощрялась миграция коллективная, что было обусловлено процессами коллективизации в стране. В этой связи стимулировалось переселение целыми колхозами. В 1929 г. было отменено льготное переселение единоличников. Преимущество коллективных переселений заключалось, по нашему мнению, в более легкой адаптации мигрантов на новом месте.
В советский период (начиная с 20-х гг.) также наблюдается комплексность в реализации миграционной политики. Тогда наряду с другими вопросами большое значение отводилось фактору территориального расселения. Размеры ссудной помощи зависели от того, к какой категории относился заселяемый участок дальневосточного региона – «обжитый», «необжитый» или «полуобжитый». Впоследствии все осваиваемые местности были разделены на два пояса, в зависимости от удаленности от центра страны и условий занятости. Исходя из соображений укрепления безопасности страны на востоке, государство вело переселение преимущественно в южные регионы Дальнего Востока. Такой акцент в территориальном расселении позволял укреплять государственную границу, заселяя российскими гражданами приграничные территории.
Плановая экономика и процессы индустриализации определили характер регулирования миграционных процессов на Дальнем Востоке. Миграционная политика была подчинена требованиям быстрого экономического роста страны, в том числе и за счет переброски на восток большого количества трудоспособного населения с целью освоения природных и территориальных ресурсов региона. Практически вся миграция была трудовой, с 30-х гг., как указывает Л.Л. Рыбаковский, возобладало промышленное переселение, поскольку начались большие стройки на востоке страны. В 30-е гг. была отработана такая форма освоения дальневосточного пространства, как интегральный комбинат. Эта форма позволяла вести комплексное освоение труднодоступных районов одной крупной промышленной организации - комбинату. Так осваивался север Дальнего Востока. Тогда же осуществлялось комплексно-концентрированное освоение, примером которого стало строительство Комсомольска-на-Амуре. Численность этого города с 1932 г. по 1939 г. выросла с нескольких сот до 71 тыс. человек.
После войны, во время которой заселение Дальнего Востока прекратилось, вновь возобновилась миграция населения в регион. Со второй половины 40-х гг. преобладала миграция сельскохозяйственная – переселялись в основном колхозники. В 70 – 80-е гг. продолжалось активное экономическое развитие Дальнего Востока, что требовало новых вливаний трудовых ресурсов. Акцент делался на промышленное освоение региона. В 1974 г. было начато строительство БАМа, значительная часть магистрали проходила по территории Дальнего Востока. «Стройка века» притянула на восток страны молодежь из многих регионов СССР.
Основными государственными формами привлечения населения на Дальний Восток были следующие: - организованный набор рабочих; - сельскохозяйственное переселение семей; - общественные призывы молодежи; - перевод на работу в другую местность. Сочетая административный и позитивистский подходы в миграционной политике советского периода, органы государственной власти использовали систему льгот и надбавок к зарплате и принудительную форму направления на работу в Дальневосточный регион. В системе стимулирования добровольного переселения на Дальний Восток очень эффективно «работал» социально-психологический фактор. Людям внушали мотив на переезд, широко внедряя в массовое сознание понимание огромной важности для всей страны освоения Дальнего Востока. Информационные кампании, сопровождавшие миграцию на Дальний Восток и освещавшие жизненные реалии дальневосточников, формировали их героический образ. «Работать в Сибири и на Дальнем Востоке, в том числе на севере этой территории, было выгодно и престижно. Именно там было создано наибольшее число городов и поселков на совершенно неосвоенных землях. Численность населения Сибири и Дальнего Востока за годы советской власти увеличилась втрое, и в демографическом отношении это была наиболее активная часть РСФСР».[12] В интервью одного из первопроходцев – строителей БАМа есть такое высказывание: «…такое понятие, как геройство, было нормой. Каждый из этих парней и девчат ощущал себя героем. Обычным будничным героем, которому выпала честь строить Байкало-Амурскую магистраль».