По словам А.Г. Ларина, численность китайцев на Дальнем Востоке в 1910 г. составляла примерно 200 – 250 тыс. чел. В отличие от корейцев, ориентированных на аграрный труд, китайцы в основном занимались торговлей. При этом китайские рабочие составляли большинство в сфере неквалифицированного физического труда. Вместе с тем китайцы преобладали во многих рабочих профессиях (каменщики, плотники, столяры, печники, кровельщики, маляры и др.).
Известно, что в досоветский период китайцы занимали господствующее положение на рынке сельскохозяйственной продукции, продавая продукцию собственного и российского производства. Несмотря на преобладающую занятость китайцев в торговле, они активно осваивали земли на юге Дальнего Востока, удобные для ведения сельского хозяйства. Китайская сельскохозяйственная культура значительно превосходила земледельческие традиции переселенцев из европейской части России. Существенная сельскохозяйственная ошибка российских крестьян на Дальнем Востоке заключалась в том, что они не пытались адаптироваться к местным условиям и использовать их преимущества, скорее, наоборот, крестьяне старались приспособить возделываемую землю к выращиванию своих зерновых культур и своим технологиям ведения сельского хозяйства. Это до сих пор проявляется в том, что приезжие китайцы и местные корейцы получают значительно больший урожай, чем коренные жители дальневосточных регионов. Правда, сегодня сказываются не только технологии, но и низкая трудовая мотивация у большинства российских крестьян Дальнего Востока.
Слабое стремление российских переселенцев перенимать китайские технологии в начале XX в., по мнению А.Г. Ларина, объяснялось рядом факторов: - особой трудоемкостью китайской агротехники; - покровительственной политикой правительства, стремившегося помочь переселенцам с помощью завышенных цен на зерно и субсидий; - консерватизмом переселенцев, логично проистекавшим из предыдущих причин и из высокомерного отношения к «желтым».
Вообще проблема межнациональных отношений начального этапа заселения Дальнего Востока во многом напоминает сегодняшнюю ситуацию, в которой низкий культурный уровень большинства местного населения и приезжающих китайцев существенно ограничивает возможности их контактирования друг с другом. Довольно глубокое, на наш взгляд, понимание правительством царской России миграционных проблем на Дальнем Востоке позволило проводить регулирование миграции на комплексной основе. Правительство России того времени умело сочетало поощрительные и ограничительные меры в регулировании иностранной миграции. В начале XX в. Комитет по заселению Дальнего Востока поддержал требования генерал-губернаторов Приамурского края Унтербергера и Гондатти о введении жестких антииммиграционных правил. Министерство внутренних дел выступало с собственным пакетом ограничительных мер, среди которых указывалось на возможность впускать только трудоспособных иммигрантов.
С конца XIX в. был издан ряд законов, ограничивающих деятельность иностранцев. Особенно важными в плане государственного регулирования миграционных процессов представляется запрет на расселение иностранцев в приграничных местностях (1886) и лишение иностранцев права приобретения недвижимости в Амурской и Приморской областях (1892). Кроме того, был запрещен наем иностранцев на казенные работы иначе как в порядке исключения, по специальному разрешению Совета министров, запрет на передачу иностранцам казенных подрядов и поставок (1910).
В данном случае мы наблюдаем целевой подход к регулированию миграционных процессов, подчиненный геополитическим и экономическим требованиям развития российского Дальнего Востока.
Именно в силу геополитических мотивов, направленных на укрепление безопасности страны, на востоке с 1913 г. была отменена 50-верстная полоса вдоль границы, в пределах которой подданные обоих государств имели право беспошлинной торговли. Заметим, что сегодня, несмотря на еще более обостренную геополитическую ситуацию в дальневосточном приграничье, региональная власть стимулирует развитие экстерриториальных торгово-промышленных комплексов. В современной миграционной политике на Дальнем Востоке отсутствует реально действующая дифференцированная система регулирования иностранного труда. В дореволюционный период такая система была разработана и успешно применена на практике.