Одним из сторонников этой теории был археолог И.В.Дубов.
Исследуя памятники средневековья на территории Ярославской области, он указал на то, что вокруг будущего Ярославля существовало несколько более древних поселений – Тимирево, Михайловское, Петровское – постепенно исчезнувших в разное время и по разным причинам. Например, Тимирево (район пос. Дубки) возникло как центр добычи металла – здесь на месте падения и взрыва метеорита добывали и обрабатывали метеоритное железо. Михайловское было поселением рыбаков и земледельцев.[16] Самая подробная информация уголок 50х50х4 цена за тонну здесь.
По предположению И.В. Дубова, в IX-XI вв., на территории Верхней Волги новые славянские города возникали постепенно, в ходе относительно мирного освоения края, и могли возникать не на месте военных крепостей, а как земледельческие и ремесленные центры. Уже позже, по мере развития, эти города стали представлять интерес, как объекты захвата и грабежа со стороны Волжской Булгарии, Новгорода и южных княжеств, еще позже - татаро-монгол, и вокруг них начинают возникать укрепления и сторожевые крепости.
Примерно так возник и Ярославль – как небольшое мирное поселение, в которое постепенно переселились и жители окрестных поселков – по мере освоения края и возникновения новых угроз.
Теория «протогородских центров» при всей своей логичности и опоре на абсолютно достоверные данные археологических исследований, не могла дать ответа на то, в каком именно году был основан Ярославль. Более того, она ставила под сомнение сам факт такого «основания». Если город возник не как княжеская крепость, а как поселение мирных земледельцев и ремесленников, то почему он стал называться Ярославлем?
Если город получил свое название в честь Ярослава Мудрого, то как это произошло? Вариантов тут несколько.
Если князь не строил крепость на Стрелке, то он мог просто основать храм и дать городу новое название, в знак его преобразования из языческого поселения в поселение христиан. Правда, имя «Ярослав» - языческое. Князь имел второе, христианское имя – Юрий, так что маловероятно, что при строительстве христианского храма князь мог дать в этой связи такое новое название существующему поселению.
Возможно допустить, что азвание города – «Ярославль» возникло постепенно, в народном просторечии, как воспоминание о правлении Ярослава Мудрого или о его посещении этих мест, возможно – уже после его смерти в 1054 г.
Возможно, что основал г. Ярославль не Ярослав Мудрый, а другой князь в период возвышения Владимиро-суздальской земли и бурного развития Волжской торговли, когда наличие мощной крепости на Верхней Волге действительно приобрело важное стратегическое значение. Но в этом случае сообщение летописи под 1071 г. следует считать недостоверным, возникшим позднее, во время переписывания текста или его редактирования.
Поскольку все эти предположения ни доказать, ни опровергнуть невозможно, вопрос повисает в воздухе. Если просто отрицать факт постройки Ярославом Мудрым крепости Ярославль и бесконечно спорить, как возникло название «Ярославль», то вместо одной легенды об основании города – с князем богатырем, свирепым медведем и военной крепостью – возникает ряд других, таких же бездоказательных.
К тому же в период, когда исторические исследования являлись важной частью «идеологической борьбы», вести объективные научные споры на такие темы было трудно.
Поэтому окончательного ответа на вопрос – в каком году был основан Ярославль, советская историческая наука не дала.
Таким образом, к началу нового этапа российской исторической науки, который наступил после 1991 г., исследование проблемы возникновения города пришло со следующими результатами: