4. Новые теории о времени основания Ярославля.
В последние годы в г. Ярославле проводились археологические раскопки, связанные с тем, что центр города начал быстро застраиваться новыми жилыми и общественными зданиями.
В 1992 г. на территории древнего городского посада недалеко от Медведицкого оврага, был заложен раскоп площадью 48 кв. м. Раскоп располагался на углу улиц Революционная и Андропова.
В ходе раскопок выяснилось, что в XIV – XVII на этой территории велось интенсивное строительство, из-за чего земля глубоко перекапывалась, перемещалась с места на место, и «культурные слои» оказались сильно перемешанными. Поэтому выявить остатки поселения XI века очень трудно.
Раскопки продолжились в последующие годы. В 1994 г.
Были найдены остатки поселения XI века. Анализ керамического и вещевого материала показал, что осваиваться исследуемый участок начал уже с XI в. В это время здесь существует какой-то производственный комплекс, к которому относятся и печка-каменка, и колодец.
Однако в определении более точной даты мнения археологов разошлись. Более того, после более тщательного изучения материалов раскопок Н.Н. Воронина, было доказано, что была допущена ошибка в определении возраста обнаруженного им поселения на территории древнего Ярославля – оно существовало во II половине XI века, т.е. уже после смерти Ярослава Мудрого. И , таким образом, не может считаться поселением, которое существовало на этом месте до 1010 года.
Общие выводы, сделанные в ходе новых раскопок 1992-1998 гг. таковы:
Неудивительно, что появились сомнения в том, что дата основания Ярославля определена верно. Еще в 1985 г. И.В.Дубов выдвинул предположение, что основателем Ярославля мог быть не Ярослав Владимирович (т.е. Ярослав Мудрый), а сын черниговского князя Святослава Ярославича – Ярослав Святославич, умерший в 1129 году. «Понятно, что составителям преданий и их последователям – ярославским краеведам – очень хотелось возникновение своего родного города связать с именем Ярослава Мудрого – крупнейшего политического деятеля Древней Руси, искуснейшего дипломата, книжника, законодателя. И никто не говорил о другом Ярославе, хотя и основавшем династии муромских и рязанских князей, но неоднократно прогоняемого из своих уделов, терпевшем поражения не только от своих соперников – русских князей, но и от мордвы. Такой князь-неудачник не мог вызывать интереса у местного краеведения. Думается, что сейчас нет прочных оснований для того, чтобы уверенно приписать одному из Ярославов строительство города-крепости Ярославля».[17]
Прямо не указывая на это, И.В. Дубов здесь подвергает сомнению единственное упоминание Ярославля в летописи под 1071 г., на которое опирались все авторы, писавшие о дате основания Ярославля.
В начале 21 века ярославские городские и областные власти начали подготовку к празднованию юбилея – тысячелетия со времени основания города Ярославля.
Был образован комитет по подготовке к юбилею, разработана программа подготовки. Одним из важнейших событий будущего праздника стало восстановление (а точнее, новое строительство) разрушенного в тридцатые годы 20 века главного храма Ярославля – Успенского собора.