Отдающая небольшой долей авантюризма затея ярославского секретаря обкома КПСС увенчалась полным успехом.
1960 г. был официально признан годом юбилея г. Ярославля – 950 лет с момента основания. Город получил значительные средства для проведения юбилея. А сама дата была включена во все путеводители.
Ярославль в 60-70 гг. активно развивался как туристический центр, поэтому некоторые суммы, пусть очень скромные, выделялись и на научное изучение истории Ярославского края.
Новый толчок в развитии ярославское краеведение получило в 1970 г., с образованием в Ярославле государственного университета (ныне – ЯрГУ имени Демидова). В город приехали ученые-историки из Москвы, Томска, других городов, которые активно занялись научными исследованиями по истории Ярославля.
В 60-70 годы были расширены масштабы археологических исследований на территории Ярославского края. Но результаты этих исследований не стали новыми доказательствами в пользу прежних теорий об основании Ярославля, скорее наоборот.
Оказалось, что открытое древнейшее поселение около церкви Спаса на Городу – не единственное. Последующие раскопки выявили в районе Ярославской Стрелки еще одно поселение. Причем находки показали, что и оно относится к культуре племени меря. Археологами был сделан однозначный вывод – до 988 года в районе будущего Ярославля существовало несколько постоянных поселений, в которых проживали представители разных племен. Наряду с коренным населением – меря здесь находились жилища и захоронения скандинавов – «варягов», славян - как язычников, так и христиан.
В то же время никакого подтверждения не получила легенда о построении Ярославом Мудрым крепости - не было обнаружено следов укреплений, относящихся к XI веку.
Кстати, рассказ о том, что когда-то Ярослав лично убил в этих краях медведя – то ли во время охоты, то ли в ходе стычки с местными язычниками был опровергнут исследованиями останков князя. В 1939 г. гробница князя была вскрыта, останки вынуты и исследованы антропологами. Они установили, что Ярослав от рождения страдал недоразвитием правого тазобедренного сустава, то есть был хромым. [15] Передвигаться на большие расстояния и участвовать в битвах он мог только верхом на коне. Охота на медведя проводилась тогда с помощью копья или рогатины, требовала огромной физической силы и умения, так что никакого единоборства князя с медведем в действительности быть просто не могло.
Кроме того, поскольку никаких доказательств построения крепости в период до 1054 г. (год смерти Ярослава Мудрого), обнаружено так и не было, возник естественный вопрос – а была ли таковая на самом деле?
Как убедительно показал в своих работах М.Н. Тихомиров, Ростов не имел значения крупного торгового порта на речных торговых путях. Собственно, и Верхняя Волга в начале XI века не имела такого значения. Торговля с Волжской Булгарией шла по другому пути – гораздо южнее. К тому же никаких доказательств существования торговли Ярославля с Востоком в X-XI вв. нет - клады восточных монет этого периода на территории города не были обнаружены, хотя подобные находки были сделаны в Ростове и городах, расположенных южнее и ниже по Волге.
От какого же врага предназначалась якобы основанная Ярославом Мудрым сторожевая крепость на границах ростовского княжества?
Как объект грабежа или захвата, Ростов мало кого интересовал - он был относительно (по сравнению с южными областями русского государства) небольшим городом земледельцев и скотоводов, и стоимость организации военного похода для тех же Волжских булгар была несравнима с возможной военной добычей – это вряд ли было выгодно.
Не было в тот момент и реальной угрозы со стороны степных кочевников – лучше любой крепости Ростов защищали болота и леса, а степняки совершали свои набеги не по рекам, а по суше.
Так ради чего князь должен был потратить значительные средства из своей казны для основания новой крепости?
Именно поэтому в советской историографии в конце 70-х годов возникает новая теория возникновения города- теория «протогородских поселений».