Проблема датировки основания Ярославля в трудах историков и краеведов
Страница 1

  1. Датировка основания Ярославля в трудах краеведов и историков до 1917 г.

А. Поход к проблеме датировки Ярославля в дореволюционной историографии

Первые систематические записи о событиях, происходивших в Русском государстве велись в церковных летописях. Записи содержали не только краткие заметки о происходивших военных походах, рождении и смерти князей, восстаниях и междоусобицах, но нередко отражали официальную позицию духовенства, оценку событий.

К сожалению, существовала цензура летописей- нередко прежние записи изменялись, «правились» по прямому указанию царского или патриаршьего двора.

Летописи, таким образом, были первыми историческими сочинениями, и в немалой степени служили целям государственной пропаганды, утверждению идеологии самодержавной власти.

Важной задачей летописей было прославление деяний великих князей – Рюриковичей, от которых вели свою родословную московские цари. Подчеркивалась их роль как защитников истинной православной веры, борцов с язычеством, основателей городов.

Даже такие неблаговидные деяния, как истребление непокорных, войны отцов с сыновьями, братьев между собой, преподносились как справедливые войны, а колонизаторская политика великих князей по отношению к малым народам (особенно в Прибалтике и Русском Севере) – как борьба с язычеством.

История Ярославля отражена в трудах церковных историков довольно скупо.

Впервые город упоминается в одном из поздних списков (т.е. копий) знаменитой летописи «Повесть временных лет». В этом документе рассказывается о том, как в неурожайный 1071 год поднялись волнения в Ростовской земле. Возглавили один из отрядов повстанцев два языческих жреца (волхвы) из Ярославля. Летопись достаточно подробно описывает события, в частности то, как два волхва были схвачены предводителем карательного отряда Яном Вышатичем, допрошены и затем – казнены.

Сам город Ярославль в этом документе только упоминается. Практически все исследователи сходятся во мнении, что город Ярославль к этому времени уже существовал и был хорошо известен летописцу, поскольку тот не счел нужным привести какие-либо уточняющие сведения, так как предполагал, что и читателю город должен быть хорошо известен.

Само событие основания нового города предполагало то, что по приказу князя воздвигалась крепость, способная выдержать осаду неприятеля, в этой крепости оставлялся гарнизон. Кроме того, как правило, закладывался храм, организовывалось торговое место, иногда переселялись жители из других мест, подвластных князю, которые должны были стать первыми жителями нового города.

Для церковных историков главным событием, которое означало создание нового русского города, было именно основание храма. В особую заслугу основателю города они ставили то, что нередко церкви ставились на месте прежних языческих святитлищ, а сами города становились опорными пунктами христианской веры.

Проблема определения даты основания города не ставилась главной задачей того или иного историко-церковного сочинения, тем не менее в заслугу таким сочинениям надо поставить то, что они отразили те легенды и рассказы об основании Ярославля, которые вошли позднее практически во все более поздние светские исследования краеведов и историков.

К таким легендам следует отнести «Сказание об основании города Ярославля», записанное в конце 18 – начале 19 вв.[1]

В этом документе рассказывается о том, что неподалеку от Ростова, где княжил Ярослав Мудрый, на месте у впадения реки Которосль в Волгу, существовало с незапамятных имен языческое святилище, посвященное богу Волосу (Велесу), который считался покровителем скотоводства. Легенда сообщает о том, что существовал идол, которому приносились жертвы, возле идола горел неугасимый священный огонь. Поддерживал этот огонь специальный жрец – «волхв». В случае. Если огонь по какой-то причине гас, то волхва ждала смертная кара за такой проступок.

Как сообщает далее «Сказание», во время одного из военных походов по Волге князь Ярослав увидел, что некие «жестокие люди» напали на торговые суда. Князь велел своей дружине отогнать и пленить неизвестных пиратов. В ходе погони за злоумышленниками Ярослав и его воины настигли их как раз в том месте, где река Которосль впадает в Волгу – якобы речные пираты пытались найти убежище в поселении «Медвежий угол».

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14