А. Сторонники даты «1024 г.»
В первые годы после революции и гражданской войны исследования по истории Ярославского края практически перестали проводиться. Это было связано с тем, что Ярославль очень пострадал во время событий 1918 года – антисоветского мятежа. Сгорела библиотека Демидовского юридического лицея, да и сам лицей просуществовал после этого очень недолго, погибли или эмигрировали многие представители ярославской интеллигенции, в результате чего заниматься краеведением стало просто некому.
Новая советская государственная идеология провозгласила борьбу с религией одной из своих стратегических задач. Причем борьба с религией мыслилась как «борьба нового со старым». Ярославль должен был стать образцовым социалистическим городом, полностью освобожденным не только от старого уклада жизни, но и от древних церквей и монастырей, разрушить которые планировалось очень быстро, не дожидаясь, когда они исчезнут сами собой.
В такой обстановке заниматься изучением истории края становилось просто опасным. В результате вплоть до начала 40-х годов на территории края не проводились археологические исследования, не выходили труды по истории Ярославля, не собирались музейные коллекции. В ходе антирелигиозной компании погибли многие памятники архитектуры – древние храмы и монастыри, вместе с ними были уничтожены бесценные творения древних иконописцев, художников, зодчих.
Изучение истории Древней Руси, ее культурного наследия, тем более пропаганда этого наследия, рассматривались как контрреволюционный «великодержавный шовинизм», который И.В. Сталин на XVI съезде ВКПб в 1930 г. назвал главной опасностью.
Только в начале 40-е годов возобновляются археологические исследования на территории Ярославского края. Они проводятся теперь на государственные средства, под наблюдением специалистов недавно образованного Института археологии Академии наук СССР. Раскопки дают интереснейшие результаты, которые позволяют лучше понять историю Ярославского края периода возникновения раннего средневековья.
Известный историк Н.Н. Воронин, занимавшийся поиском архитектурных памятников средневековья Владимиро-суздальской земли, впервые нарушил молчание в споре о дате основания Ярославля.
Помимо того, что возглавляемая им археологическая экспедиция провела первые после революции 1917 г. раскопки на территории древнего Ярославля, в одной из своих статей он впервые в советское время определил вероятную дату основания города Ярославля – 1024 г. Эта дата становится основной в тот период – в частности, она приводится в первом официальном издании по истории г. Ярославля в советский период - книге «Ярославль. Очерки по истории города.» (авторы - П.Андреев, А.Генкин, П.Дружинин, П.Козлов), изданной в 1954 г.
Обнаруженные около церкви Спаса на Городу следы древнего поселения были датированы 8-9 вв., и находки свидетельствовали о том, что это поселение так называемой «дьяковской» культуры, относящееся к дославянскому периоду истории края. В этой связи Н.Н. Воронин изучил легенду об основании города Ярославля и предположил, что именно это поселение и являлось тем самым «Медвежьим углом», который упоминается в легенде об основании Ярославля.[8]
К этому же времени – 40-50 гг. относится формирование «марксистко-ленинской теории исторической науки», которая переработала фактический материал об истории средневековых русских городов на основе учения марксизма.
В своей книге «Древнерусские города» М.Н. Тихомиров следующим образом выразил главные положения марксисткого, «партийного» подхода к изучению истории средневекового русского города:
«…восточные славяне являются первыми и главными создателями городов и городской жизни на территории Киевской Руси, а так как города являются носителями культуры, то и развитие русской культуры надо отнести в основном за счёт славянского элемента.»[9]
Славяне приносили на осваиваемые ими территории более прогрессивные ремесленные технологии. Те города, которые они строили на новых для них землях, в том числе и на территории Верхневолжья, возникали не только как военные крепости, но и как центры ремесла и торговли. таким образом главный признак того, что открытое археологами поселение являлось именно городом, служат не только крепость или храм, но и наличие ремесленных мастерских, мест для торговли и т.п.