Ярослав взял с провинившихся клятву, что те не будут больше разбойничать, и обложил их данью. Однако перейти в христианскую веру жители Медвежьего угла отказались. С тем князь и вернулся в Ростов.
Спустя некоторое время Ярослав вместе с ростовским епископом, пресвитерами и дьяконами вновь отправился в Медвежий угол. Однако стоило им приблизиться к «селищу», как жители Медвежьего угла выпустили на них из клети какого-то «люта зверя и псов», чтобы те растерзали князя и его спутников.
Тут князь и проявил свою удаль: секирой зарубил зверя, а псы стали «яко агнцы, и не прикоснулись ни к кому».
После этого Ярослав обратился с речью к жителям Медвежьего угла, в которой упрекнул их в нарушении клятвы. Затем велел рубить лес, расчистить место для строительства храма в честь святого пророка Илии и нового города, который назвал в свою честь Ярославлем. Случилось это в день святого Илии – 20 июля по ст.стилю, который и является днем основания Ярославля.
На этом первая часть текста заканчивается. Во второй части рассказывается о том, что с основанием церкви св. Илии жители Медвежьего угла, тем не менее, продолжали поклоняться языческим богам и сохранили идол бога Волоса, которому продолжали приносить жертвы. Но вот однажды, во время засухи, священник Ильинской церкви услышал плач и просьбы язычников, которые они обращали к богу Волосу, прося о дожде. Священник предложил им прийти к церкви св. Илии и попросить о дожде христианского святого. Пришедшие к храму жители Медвежьего угла поклялись, что молитва поможет, то они примут христианскую веру. В этот же день, как сообщает «Сказание», случился долгожданный дождь, и язычники наконец-то приняли крещение. Идол Волоса был сожжен, языческое святилище разрушено, и на его месте позднее воздвигли церковь святого Власия Севастийского.
Современные историки полагают, что «Сказание» является сочинением конца 18 – начала 19 века и, по существу, является переработкой целого ряда легенд об основании ярославских храмов и самого города Ярославля.
Так, известный историк и археолог Н.Н. Воронин, много занимавшийся проблемой ранней истории Ярославля, пришел к выводу, что «Сказание» было, по всей вероятности, написано архиепископом Ростовским Самуилом Миславским (1776-1783 гг.).[2]
Споры между прихожанами разных районов города, чей храм древнее, какая именно слобода (район города) возникла раньше других, видимо, были характерной чертой городского быта.
Известны и другие записи похожих легенд. На роль самых древних храмов, основанных по приказу самого Ярослава Мудрого, претендовали церковь св. Илии на Медведицком овраге, церковь св. Власия Севастийского.
Оба храма, по преданию, возникли на месте древних языческих святилищ, и связаны с основанием самого города Ярославля.
Так или иначе, из сочинений церковных историков, можно выделить несколько положений, которые для них общие и не подвергаются никакому сомнению:
1. Ярославль был основан князем Ростовским Ярославом, позднее получившим прозвище «Мудрый», на месте древнего языческого поселения.
2. Город возник как форпост христианской веры, и с его основанием началось обращение в христианскую веру местных жителей. Главной причиной его основания стало стремление князя Ярослава обезопасить границы ростовского княжества и распространить новую веру.
3.Христианство встретило сопротивление, которое пришлось преодолевать длительное время, иногда с помощью насилия, разрушения языческих святилищ.
4. Территория города, который основал князь Ярослав – остров , образованный реками Волга, Которосль и Медведицким ручьем, протекавшим по глубокому оврагу (так называемый «Рубленный город»).
Б. Дореволюционные историки о дате основания Ярославля.
Российская историческая наука начинает существовать в 18 веке. До этого времени научных исторических исследований не велось в силу того, что Русское государство находилось вне европейских культурных связей, не имело государственной системы образования, и, кроме церковных, на ее территории не было научных и образовательных учреждений.