За весь период княжения Гедимина (1316-1341 гг.) территория Великого княжества Литовского значительно увеличилась за счёт приобретений русских земель. Помимо доставшихся в начале правления земель, Гедимину удалось взять под свой контроль Витебское княжество, Минское, Галицкое, Волынское, Киевское, Смоленское.[35] То есть в его владения входили земли современной Литвы, Белоруссии, части Украины. Во многих из этих земель продолжали править потомки Ярослава Мудрого, в иных престол перешёл к литовским князьям; и те и другие были подвластны великому князю и не пользовались широкой автономией.[36]
Находясь в положении транзитного государства между Западом и Русью, Литва наряду со своими собственными литовскими законами и обычаями, приобретает и западноевропейские и русские правовые традиции, с преобладанием последних. В ходу на территории Литовского государства была «Русская правда». О веротерпимости уже говорилось, но нужно отметить, что сам Гедимин был православным, как и многие из его родственников, но в то же время до самой своей смерти придерживался и старых языческих верований. Скорее всего вопросы веры были лишь отголосками вопросов большой политики. Тем самым смена вероисповедания была вызвана той или иной ситуацией в отношениях с другими государствами.
Но именно в 14 в. начинается массовая христинизация Литвы, хотя до этого среди знатных литовцев было немало христиан. А население подвластных территорий бывших русских княжеств было сплошь верующими, в основном православными, католики были в Южной Руси, когда в период существования Галицко-Волынского княжества там существовали тесные взаимоотношения с Польшей.
Вот какую характеристику даёт Гедимину Карамзин: «властвуя над Литвою и завоёванною частью России, он именовал себя великим князем Литовским и Российским; жил в Вильне, им основанной; правил новыми подданными благоразумно, уважая их древние гражданские обыкновения, покровительствуя Веру греческую и не мешая народу зависеть в церковных делах от митрополита московского…».[37] Ещё в самом начале правления великий князь Литовский с ведома константинопольского патриарха основал самостоятельную митрополию с центром в Новогрудке. Она охватывала полоцкое и туровское епископства. Первым литовским митрополитом был Феофил (1317-1329 гг.). церковное руководство находилось в Москве. И дело в следующем. В начале 14 в. обозначается два центра объединения русских земель – Литва и Москва. В связи с этим константинопольский патриарх переходит к новой политике – поддержке церковного единства Руси. Поэтому после смерти Феофила патриарх не назначает нового митрополита, а подчиняет туровскую и полоцкую епархии митрополиту «всея Руси» Феагносту, возглавляющему кафедру во Владимире с 1328 по 1353 гг. Митрополит отрицательно относится к попыткам создания иных метрополий, и попытка Гедимина в 1331 г. возродить метрополию в Галиче провалилась.[38]
В своём стремлении к захвату русских земель Гедимин сталкивается с Москвой, которая стремиться к объединению русских княжеств под своей властью. Здесь он активно стремиться оторвать от Руси Новгород и Псков, к которым присматривается московский князь. С этой целью литовский князь идёт на союз с Тверью, в то время соперником Москвы. Союз скрепляется браком дочери Гедимина Марии с тверским князем Дмитрием Михайловичем в 1320 г. Итогом борьбы за Новгород явилось призвание на княжение в этот город сына Гедимина Наримонта в 1333 г., впоследствии оставившего трон своему сыну Александру в 1338 г.
Велика заслуга великого князя Литовского в отражении продолжающегося уже второе столетие натиска немецких рыцарей. Но кроме них у Литвы был и ещё один враг – Золотая Орда. При её правителе Узбеке татары возобновили попытки к уплате дани со стороны Литвы. В 1315 и 1324 годах для этого были предприняты походы. Для предотвращения походов на свою страну Гедимин предпринимает усиленные дипломатические методы. С большими затратами для казны он часто шлёт к хану посольства с богатыми подарками. Решение вопросов дипломатическими методами очень свойственно литовскому правителю. Кроме того, со всех русских земель, оказавшихся теперь во власти Литвы, продолжалась уплата дани Золотой Орде. Поэтому и не возникало конфликта между Литвой и Ордой. Все земли – данники находились лишь под управлением Гедимина, его сыновей и наместников, дань продолжала идти хану, хотя и в уменьшенных количествах. Дело в том, что литовцы не могли вести войну с могущественной Ордой, в то время как продолжалась борьба с Орденом. Дань татары брали не только с зависимых от Литвы земель, но и с самой Литвы. Позднее этот налог («ордынщина»)[39] литовский правитель стал прибирать себе, не отправляя его хану.