Великие князья Витень и Гедимин
После периода междоусобиц и правления Тройдена к власти приходит князь Витень. Происходит это в конце 13 – начале 14 вв. Он вновь начинает возрождение Великого княжества Литовского и объединяет под своей властью литовские земли. Захватив власть силой, он сразу же возобновляет войну с Тевтонским орденом.[22] В этот период истории Литвы она постоянно испытывала непрекращающуюся агрессию со стороны Тевтонского и Ливонского орденов, которые поддерживала папская курия и западноевропейские феодалы. При предшественниках Витеня должного отпора со стороны литовцев не было, поэтому тевтоны строили замки и крепости не только на границе с Литвой, а даже на её территории.[23] Ответным шагом литовских князей тоже стало строительство замков, в основном по течению Немана. В стране существовала феодальная раздробленность, лидирующее положение занимала знать – байоры и паны. В государстве начинает вводиться католичество, после чего духовенство получает большие привилегии. Но надо отметить, что ни Витень, ни Гедимин, ни последующие за ними князья не стремились навязывать католическую веру своим подданным.
В этот период возрастает влияние городов, именно тогда, при Гедимине строится Вильнюс, новая столица Литвы, вместо прежней – Новогродка. Возводится мощная крепость Тракай. Возрождаются, и более того, усиливаются торговые отношения с государствами – соседями, чему способствует выгодное географическое положение. Вильнюс, например, имел гостиный двор для купцов из Москвы, а в Москве был аналогичный для литовских гостей.
Главным феодалом в государстве являлся великий князь, все остальные байоры находились в его вассальной зависимости, уплачивали подати. Байоры-католики освобождались от натуральной повинности великому князю.[24]
Крестьянское население собственно литовских земель и завоёванных делилось на три категории (разряда). Челядь невольная – крепостные, личная собственность байора. Которой можно распоряжаться любым образом, например дарить. Коймизны (коморники) имели свои земельные наделы, выполняли повинности в виде барщины или оброка. Закупы были близки к ним, с той лишь разницей, что последние не имели своих орудий труда.
На развитие литовской культуры огромнейшее влияние оказала культура русская, с которой им приходилось встречаться в захваченных русских, белорусских и украинских землях, того, что осталось от когда-то великой Киевской Руси. После захвата близлежащих земель русских княжеств, Литва оказалась в окружении территорий с русским населением. Поэтому с самого начала великое княжество принимает вид литовско-русского. Титул, который носил государь, звучал как великий князь Литовский и Русский. Официальным языком являлся русский, точнее сказать белорусский, или старорусский. И в самой Литве и на подвластных ей территориях жило множество православных, крестить которых в католичество никто не заставлял. Католичество и православие существовали рядом вплоть до Брестской унии в 1596 году, когда две религии были объединены, а литовские князья были довольно веротерпимы.
Как уже говорилось выше, Витень начинает своё правление с возобновления широкомасштабной войны против Тевтонского ордена. Он захватывает у него Динабург (Двинск). Особенно сильный натиск тевтонцев усиливается в нач. 14 в. В Новогродскую землю вторжение происходило в 1305 г., дважды в 1306 г. и трижды в 1311 г. В 1314 году отбиты попытки крестоносцев в очередной раз захватить Новогродок, тогда он был сожжён, но крепость в городе немцам взять не удалось. Внимание было обращено и на отделение Тевтонского ордена – Ливонский, против которого Витень совершает несколько походов. В 1307 году он захватывает Полоцк, принадлежащий тогда немцам, занявшим его во время междоусобиц в Литве. В Полоцке литовцы истребили всех немцев, разрушили возведённые ими храмы.[25] В деятельности Витеня прослеживается умелая политика. При экспансии на русские земли, он действовал мирно и спокойно. Например, присоединение Полоцка произошло на основании договора, который гарантировал полочанам сохранение местных законов и суда, а также общую неприкосновенность «старины». При каждом новом литовском правителе этот договор продлевался. По отношению к другим городам происходило то же самое. Конечно, не обходилось и без боевых отношений, но в большинстве своём города и земли отдавали себя под власть литовского князя мирно. Это в достаточной мере понятно, бояре – землевладельцы бывших удельных княжеств были заинтересованы в сильном, но далёком правителе, который защищал бы их от врага, но в то же время и не мешал расширению их собственных владений за счёт местных крестьян.[26] Дворянство шло на службу к великому князю, котрый мог дать им земли, деньги, чего не могли получить от своего удельного князя, владеющего как правило небольшой территорией с удельным городом.