В этот небесный, потусторонний мир должен был погрузиться любой горожанин, который приходил в храм. Считалось, что обращение к богу сделает его добрее в этом жестоком мире. Церковь призывала к подчинению властям. Храмы выполняли функции ЗАГСа, т.е. священнослужители отмечали в книгах рождение и смерть горожанина. В новгородских храмах купцы складировали товары. Церковь хранила меры весов. Церковный суд решал семейные вопросы. Многие сотни имели свои церкви, которые служили местом сбора. Рядом с ними проводили вече или «братчины», т.е. пиры сотни, в которых принимали участие и священнослужители. В конце XI века митрополит Иоанн II разрешил попам участвовать в пирах, но призвал быть сдержанными в употреблении спиртного. При Софии Новгородской велась общегородская летопись. После 1136 года летописи появились и в местных храмах. Одну из них вел поп Герман Воята в Неревском конце города при церкви Якова. Круг его интересов был неширок, отражал то, что волновало жителей округи. Здесь сообщения о постройке церквей, Великого моста через Волхов в 1145 году, о жаре того же года, которая сожгла хлеба. Летопись стала бесценным источником для изучения жизни горожан.
Торговля и деньги Великого Новгорода
Отстояв службу в храме и быстро обсудив мелкие дела сотни с коллегами, Микита с женой и детьми направился на Торг. (Витрины 16, 15ба, 14). Смотрим лист задания. В витрине 16 мы видим главную денежную единицу Руси и Новгорода – гривну. Гривна новгородская имела форму тонкой «палочки» с выпуклым верхом, черниговская – выпуклая пластина с приплюснутыми округлыми концами, киевская в виде шестиугольника. Были и мелкие деньги: резана, мордка, бела, куна, ногата. Цены на рынке колебались. Например, как сообщает летописец, в 1170 году в Новгороде была страшная дороговизна: кадка ржи стоила 4 гривны, хлеб по 2 ногаты, а мед по 10 кун за пуд (16 кг). Это было вызвано блокадой, которую установил князь Владимиро-Суздальский Андрей Боголюбский после битвы под Новгородом в 1169 году. Еще раз посмотрим на список с иконы на северной стене. Чтобы решить продовольственную проблему, новгородцы выгнали героя обороны князя Романа и послали к Боголюбскому посольство с просьбой прислать в Новгород своего князя. Типичный пример того, как материальная жизнь людей, экономика предопределяют политические решения и умонастроения людей, как связаны между собой повседневная жизнь, внешняя и внутренняя политика. Отметьте последствия событий 1169 года в задании.
Связка шкурок со специальной пломбой – «меховые деньги», представленная в витрине 16, была важным элементом денежной системы на рынке. Иногда торговцы принимали и суррогаты денег – личные украшения.
Микита шел на рынок с гривнами, кунами и ногатами. Что он мог купить?В витрине 15 представлены сирийский сосуд, византийские бусы и стеклянные браслеты, модные в XII веке; болгарский замочек; иранские ажурные воротники. Отметим связи с Востоком, Европой, Византией, с Балканами. Обозначим на карте торговые связи Великого Новгорода и путь «Из варяг в греки».
Новгородцы могли предложить гостям изделия из моржовой кости, например, рукояти ножей, воск. Трудно сказать, была ли музыкальной эта семья, но гусли и гудок со смычком на Торгу (витрина 14) они купить могли. Сыну Микиты Онфиму могла понадобиться цера для письма – дощечка с углублением, которое заполнено воском. За столь простым изделием (обратите внимание на задание) стояли серьезные общественные отношения и мощные организации. Продажа воска, который использовался в цере, была монополизирована одной корпорацией купцов. Продавцы воска имели свою церковь Иоанна Предтечи на Опоках, отсюда и название сотни – «Иваньковское сто». Бизнес приносил большие доходы. Для вступления в корпорацию надо было заплатить 50 гривен. Это целый горшок с серебряными гривнами, который мы видели в 16 витрине (9.16.2-4). Кроме того, на торгу можно было приобрести шахматы и шашки, костяные коньки и даже игрушечные мечи из дерева, рукояти которых представлены в витрине.