Мир, в котором живет наш вымышленный герой, его статус и роли
Обнаружение берестяных грамот в Новгороде в 1951 году экспедицией Арциховского сыграло большую роль в развитии науки о прошлом Руси. Как-то особенно значимо зазвучали слова И.А. Бунина:
Молчат гробницы, мумии и кости, -
Лишь слову жизнь дана:
Из древней тьмы, на мировом погосте,
Звучат лишь Письмена.
Я назову нашего героя Микитой – именем гражданина Новгорода, который в 1270-е годы послал своей возлюбленной Анне берестяную записку (посмотрите в задание и впишите имена): «От Микиты к Анне. Пойди за меня – я тебя хочу, а ты меня, а на то свидетель Игнат Моисеев» (Зал 9. Витрина 14. Экспонат 7. Далее: 9.14.7). Вполне допустимо, что наш вымышленный герой, который жил на 70 лет раньше, объяснялся в любви тем же языком, теми же оборотами речи. В новой семье родились дети. Одного из детей, мальчика, звали, допустим, Онфим. Реальный Онфим, 5-7 лет, оставил в 1220-е годы свидетельство своей грамотности. На одной берестяной грамоте он рисует себя всадником, поражающим врага копьем (9.14.1). На другой бересте – человечки, которые взялись за руки и водят хоровод (9.14. 2). Рисунки Онфим делал после письменных упражнений. Детей обучали в школе, в городских семьях все были грамотными – важный факт для характеристики культуры города ремесленников, купцов и бояр, которым был Новгород.
Итак, наш вымышленный герой Микита живет в Господине Великом Новгороде в 1199 году. В год, когда был расписан храм Спаса-на-Нередице, ему было 25 лет – зрелый человек по тем временам. Он был кузнецом. В детстве Микита жил в Неревском конце (районе) Новгорода (посмотрите план Новгорода и отметьте старое место жительства) в семье вотчинного кузнеца одного из бояр на улице Великой. Улица шла вдоль реки Волхов к Кремлю. В Неревском конце Новгорода археологи обнаружили много усадеб, в одной из них – мастерскую по выплавке стали. Повзрослев и обучившись ремеслу у отца, наш герой стал свободным кузнецом и переселился на Торговую сторону, в Славенский конец, восточнее Ярославова Дворища, Торга и места вечевых собраний. Отметим эти точки города на плане. В этом месте археологи обнаружили кузнечные мастерские. Мысль о переселении созрела у ремесленников под влиянием общественных процессов того времени. Обратите внимание на социальные роли горожанина в задании. В XIII веке начинается процесс выделения свободных ремесленников, которые объединяются в профессиональные организации – «сотни» – для защиты интересов. В Новгороде было не менее 19 сотен. Старосты – сотские – наблюдали за качеством изделий и контролировали меры в торговле. На торгу наш кузнец – член «сотни» – имел свою лавку, которая одновременно была и мастерской. Там он проводил большую часть времени, зарабатывая на жизнь себе и растущей семье. Жизнь была не сладкой. Микита вырвался из-под власти боярина, но, как и иные ремесленники, попал в зависимость от ростовщиков. Со временем, когда придет мудрость, его, возможно, изберут старостой сотни или уличанским (уличным) старостой.
Была у Микиты и священная обязанность – защита родины, которая в то время причудливо переплеталась с грабительскими походами на соседей. Обратите внимание на упомянутую роспись «Битва суздальцев с новгородцами»: в 1169 году войска Андрея Боголюбского осаждали Новгород за то, что новгородская дружина ограбила суздальских крестьян. Летописец отмечал:
“Въ лЂто 6677 [1169]. Иде Даньслав Лазутиниць за Волокъ даньникомь съ дружиною; и присла АндрЂи пълкъ свои на нь . и отступиша новгородьци, и опять воротивъшеся, възяшя всю дань, а на суждальскыхъ смьрдЂхъ другую, и придоша сторови вси. Въ то же лЂто, на зиму, придоша подъ Новъгородъ суждальци съ Андреевицемь, Романъ и Мьстислав съ смольняны и съ торопьцяны, муромьци и рязаньци съ двема князьма, полоцьскыи князь съ полоцяны, и вся земля просто Русьская. Новгородьци же сташа твьрдо о князи РоманЂ о Мьстиславлици, о Изяславли вънуце, и о посадницЂ о ЯкунЂ, и устроиша острогъ около города. И приступиша къ граду въ недЂлю на съборъ, и съездишася по 3 дни въ четвьртыи же день въ среду приступиша силою и бишася всь день и къ вечеру побЂди я князь Романъ съ новгородьци, силою крестьною и святою богородицею и молитвами благовЂрнаго владыкы Илие, мЂсяця феураря въ 25”.