Вечерами при свете лучины, зажатой в светцах, мы видим их в правом углу витрины, и очень редко при свете дорогой свечи (подсвечник в виде блюдца), отец и мать занимались рукоделием. Мать пряла, о чем говорят пряслица, чинила одежду при помощи ножниц, а отец делал туески для хранения еды и мелких вещей при помощи кочедыка, украшения. Когда надо было сделать стол, широкие лавки, на которых и сидели, и спали, или подправить крышу, в ход шел топор, пила, молоток, гвозди, которые кузнец сам же и изготовил.
Собираясь в город за покупками или в храм, Микита подправлял короткую бороду при помощи бритвы (размещена на столе в передней части витрины), расчесывал волосы гребешком, который в чехле брал с собой. На пояс подвешивался кошелек, нож в железных ножнах. Надевал поршни – кожаную открытую обувь, шапку даже летом, зимой варежки и тулуп. Если дом покидали все, то дверь запирали – в витрине представлено несколько ключей.
Итак, Микита вышел из дома и идет в церковь. Идем вслед за ним – к воротам Святой Софии, которые установлены в зале.
Церковь в Великом Новгороде
В какую церковь пошел Микита? Сложный для нас вопрос, потому что он мог направиться минимум в три типа церквей: уличную (уличанскую), районную (кончанскую), в Святую Софию – в городской собор.
Обратите внимание на роспись на южной стене зала. В большой церковный праздник Микита мог перейти по мосту с Торговой стороны на Софийскую по Великому мосту и оказаться в Святой Софии. Новгородская София была построена в 1050 году. Обратите внимание на сравнение храмов в задании. Микита всегда с удовольствием и определенной степенью профессиональной ревности рассматривал великолепные кованые ворота Софии. Не эти, перед копией которых мы стоим. Сигтунские ворота хотя и были сделаны в XII веке, но привезены как военный трофей и поставлены в соборе только в XIV веке. Они подошли по своей стилистике собору. Русские кузнецы собрали их, а мастер Авраамий оставил на воротах автопортрет, поместив его в левой нижней части. Собор был местом служения архиепископа, вокруг которого сложился целый штат – «двор» – обслуживающих его людей. Владыка покровительствовал искусствам. Он имел «владычный полк» воинов. Отправляясь в поход, ополченцы, включая Микиту, клялись честно умереть за Святую Софию, олицетворявшую их землю.
Но наряду с великолепными соборами в Новгороде появились и другие храмы. После политического переворота 1136 года начинается демократизация церкви. Новгородцы, вече могли теперь избрать себе епископа (архиепископа), а районные и уличные веча выдвинуть кандидатуру местного батюшки. Демократизация коснулась архитектуры и украшения церкви. Примером является церковь Спаса-на-Нередице, построенная в 1198 и расписанная в 1199 году. Ее изображение мы видим в люнете западной стены, а часть росписи свода церкви – на потолке зала музея. Церковь была четырехстолпная, квадратная в плане. Все молящиеся стояли внизу, в том числе и высокородные, которые в соборах могли находиться на хорах. Здание Спаса-на-Нередице символизировало собою весь мир. Купол и своды символизировали небо. Смотрим на роспись потолка зала: вознесение на небо Христа и ангелы. В белом поясе вокруг купола была надпись: «все народы восплещите руками». Ниже следовали изображения 4 евангелистов. Далее росписи отражали деяния апостолов, мучеников, святителей. Демократические мотивы проникли и сюда, в частности, в изображение библейской легенды о воскрешении Лазаря. В западной части храма была роспись «Страшный суд и второе пришествие Христа». Страшный суд ожидал богатых за социальные грехи: жадность, несправедливость, унижение бедных. Среди изображений адских мучений был мучимый жаждой богач. Но сатана подносил ему сосуд с огнем и говорил с усмешкой: «друже богатый, испей горящего пламени». Сборники афоризмов того времени и пословицы не зря советовали: «Лучше ум копить, чем богатство лукавое». Русские и греческие мастера, расписавшие храм, не были согласны с обывательскими утверждениями: «Богатого все считают мудрым». Заполняем задание на сравнение храмов.