Предание гласит, что новгородцев спасла икона «Знамение». Надеясь на нее, ремесленники города, однако, «не плошали». Микиты, по нашей легенде, еще не было на свете, но его будущий отец, вотчинный кузнец, был ополченцем. Потом он рассказывал об осаде сыну. Битва стала важным элементом исторической памяти новгородцев. Положение, видимо, было настолько отчаянным, что спасение воспринималось как чудо. Во второй половине XV века, когда Московское государство во главе с Иваном III делало последние усилия по присоединению Новгорода, часть новгородцев вспомнила о «чуде» XII века и свою веру в новое спасение оформило в виде еще одной иконы. На этот раз не помогло: чудеса, видимо, тоже зависят от конкретно-исторической обстановки.
Какие социальные роли простого ремесленника вы записали? Микита был мужем, отцом, кузнецом, участником веча, членом ополчения.
Таков был мир, в котором жил наш герой Микита, точнее, десятки тысяч реальных новгородцев. Прежде чем продолжать рассказ об их жизни, имеет смысл вспомнить о значении Любечского съезда князей.
О значении Любечского съезда
В витрине 13 обратите внимание на клад, найденный в Любече (9.13.1). Опишите его в задании. Любеч был резиденцией черниговского князя – сердцем княжества. Замок интересен из-за события, которое самым серьезным образом повлияло на жизнь русичей того времени, в том числе нашего Микиты. Что это за событие? Выполняем задание: подчеркнем две главные мысли летописи (см. две последние строки коллажа). Что это за идеи? Каковы последствия решений? Действительно, Любечский съезд князей в 1097 году провозгласил: «каждый держит вотчину свою», заложив юридическую предпосылку раздробленности.
Реконструкция дает нам представление о любечском замке. Опишем его, кто попробует? На высоком берегу Днепра возвышается крепость. Она включает в себя княжеский дворец, домовую церковь, хозяйственные постройки с необходимыми запасами, окружена высокими дубовыми стенами. Мост надо рвом поднимается. В земле прорыты тайные ходы.
О Черниговском княжестве нам стоило упомянуть и потому, что в Новгороде были две группировки бояр, которые боролись между собой и приглашали на княжение представителей то Черниговского, то Владимирского княжеств. Во времена правления во Владимире Всеволода Большое Гнездо Новгород отдавал предпочтение его ставленникам.
Мы изучаем события, происходившие через сто и более лет после съезда. Миллионы людей, живущих ежедневными заботами, не догадывались, что повлияло на их жизнь, так никогда и не узнали о Любечском съезде. О нем помнили князья да монахи-летописцы. Кузнецы в столь лихие времена не оставались без работы и заработка: ковали оружие для князей и воинов, орудия труда для крестьян.
Мастерство Микиты и его собратьев по цеху по всей Руси
Археологи академик Рыбаков и профессор Колчин, которые изучали металлообработку на Руси, отмечали высочайшее мастерство кузнецов всей Руси. Наша задача определить: что Микита и его коллеги умели делать?; при помощи каких технологий. Запишем термин. Технология – приемы и способы обработки сырья для производства изделия. Посмотрим на вопрос широко: изучим работу кузнецов не только с железом и сталью, но и с цветными металлами, в т.ч. ювелирное дело.
Микита мог наблюдать работу иногородних кузнецов, в том числе Серенска и Смоленска, изделия которых представлены в музее. Многие новгородцы уезжали в другие города, а затем присылали родственникам берестяные грамоты с предложением переселиться – «хлеб здесь дешев» – или хотя бы пожить некоторое время. Приехал по такому приглашению и Микита. Предположим, его друг жил в Серенске, пограничном, внутри Руси, черниговском городке. Еще раз вспомним: Какие отношения были у черниговских князей с Новгородом?
Кузнец мог изготовить орудия для сельского хозяйства, смотрим на нижнюю ближнюю часть витрины: наральник, лемех плуга, косу, серп, топор (9.12.28 и др.). Ими пользовались сами горожане. Это говорит о главной черте феодального города. Назовем ее. Жители города не порвали с сельским хозяйством.