5. Во всех государствах Европы (но в особенности — Восточной и Центральной Европы) после Первой мировой войны (как, впрочем, и до нее) был широко распространен антисемитизм (точнее — юдофобия). В состоявшей из 25 пунктов политической программе гитлеровской НСДАП антисемитизм впервые был сформулирован в качестве отдельного пункта. С этим пунктом солидаризовались и идентифицировались и многие граждане других европейских стран, опасавшиеся подчинения, как им казалось, интересов титульных наций своих стран интересам иудейского меньшинства или же боявшиеся не выдержать конкурентной борьбы со своими согражданами еврейского происхождения. Особенно глубокие корни антисемитизм имел во Франции, Румынии, Польше, Югославии и Венгрии. В других странах Европы (Нидерландах, Италии, Бельгии, Дании, Норвегии, Болгарии) евреи, по мнению многих исследователей, превратились в коллективный «образ врага» лишь под воздействием национал-социалистической пропаганды в годы германской оккупации.
6. Многие скандинавы, голландцы, фламандцы и швейцарцы находили в идеологии национал-социализма, пропагандировавшей примат всего «нордического» и «германского», подтверждение своей принадлежности к избранной элите белой расы. Согласно расовому учению нацистов, они уже самим своим происхождением были призваны вершить великие дела. Гитлер обещал разделить с ними власть над грядущей «новой Европой» и привлечь их к осуществлению своих планов расширения «германского жизненного пространства» (ареала, «лебенсраума») за счет обширных и малонаселенных территорий на Востоке. Поэтому еще до начала германо-советской войны многочисленные контингенты добровольцев из числа представителей этих народов уже служили в рядах вермахта или Ваффен СС.
7. С момента Октябрьского переворота 1917 года и развязанной советскими большевиками кровавой многолетней войны против народов России широкие круги европейской общественности рассматривали СССР, открыто претендовавший на мировое господство, в качестве главной угрозы для Европы. Марксизм превратил лозунг о гибели капитализма в «научно обоснованный» тезис. Засевшее в красной Москве советское руководство во всеуслышание грозило «на горе всем буржуям» раздуть «пожар мировой революции». Коминтерн, окопавшийся в той же Москве, плёл из нее по всему миру свою красную паутину, управляя щедро финансируемыми им по своим тайным каналам коммунистическими партиями всех стран и призывая «пролетариев всех стран» на «последний и решительный бой». В Испании и Франции при советской поддержке пришли к власти состоявшие из коммунистов, социалистов и масонов правительства Народного фронта. Стремясь не допустить чего-либо подобного в других странах, свободная пресса непрестанно публиковала материалы о чудовищных злодеяниях, творимых советскими властителями за «железным занавесом» (хотя сам этот термин был изобретен позднее) — убийстве царской семьи, жестокостях большевиков до, во время и после Гражданской войны, расстрелах заложников, преследовании верующих, закрытии и ограблении церквей, экспроприациях, насильственной коллективизации как восстановлении крепостного права, раскулачивании, расказачивании, «чистках», показательных процессах, бессудных убийствах, концентрационных лагерях, массовом терроре ЧК, ГПУ и НКВД и т.д. Многие жители Западной и Северной Европы, устрашенные перспективами захвата своих стран Красной «армией мировой революции» (Польша, Финляндия) или в результате коммунистического заговора (Эстония), не видели никакой действенной альтернативы агрессивному советскому коммунизму, кроме идеологии национал-социализма, и склонны были опираться на Третий рейх как на единственный оплот в борьбе с большевизмом. Ибо ни в одной стране Европы в описываемое время не велось более последовательной борьбы с коммунизмом, чем в Германской империи при Гитлере. Нигде большевик, наряду с евреем, не рассматривался в качестве врага так откровенно, как в Третьем рейхе. И многие европейцы, желавшие защитить Запад и западноевропейскую культуру, шли, в сложившейся ситуации, на сотрудничество с единственной державой, не только способной противостоять «красной чуме», но и открыто заявившей о своем твердом намерении сделать это на практике. Немцы были готовы предоставить коллаборационистам возможность сражаться против «красного зверя» с оружием в руках. Но и работа на предприятиях германской оборонной промышленности могла рассматриваться в качестве весомого вклада в борьбу за уничтожение коммунизма. Военное, экономическое и пропагандистское сотрудничество с Третьим рейхом находило убедительное обосновывание (или правдоподобное алиби) в общем «образе врага». Поэтому на всех территориях стран Европы, оккупированных германскими войсками, после германского нападения на Советский Союз летом 1941 года множество местных жителей безо всякого принуждения, добровольно пошло на сотрудничество с оккупантами. Даже славянское население Сербии удалось склонить к сотрудничеству с оккупационными властями тем аргументом, что немцы борются с главным врагом всех христиан — «безбожным большевизмом».