.Он не будет брошен в бой, как пушечное мясо .Кровь всех воинов Фюрера слишком драгоценна для того, чтобы расходовать ее впустую. Поэтому доброволец проходит в Германии самую лучшую военную подготовку, какую только может получить солдат, и получает самое лучшее вооружение, какое только может быть произведено. Первым пунктом сбора всех добровольцев из других германских стран является учебный лагерь СС Зеннегейм в Верхнем Эльзасе, где собираются все храбрецы, достаточно храбрые и умные для того, чтобы воспользоваться предоставившимся им шансом на будущее. Германца не нужно учить героизму, героический идеал с рождения живет в его сердце . Все, в ком не угас еще воинственный дух, будут на переднем крае борьбы за победу».
Немаловажным нововведением в юнкерских училищах СС было первостепенное внимание, уделявшееся чисто военным дисциплинам. Общеобразовательные и теоретические дисциплины имели второстепенное значение. В результате, между прочим, около 40 процентов кандидатов в офицеры, принятых в училище до 1938 года, имели только среднее школьное образование (10 классов). Это послужило поводом для серьезной критики со стороны высшего командования вермахта. Уровень профессиональной квалификации многих довоенных офицеров СС значительно уступал уровню офицеров вермахта.
С другой стороны, Готтлоб-Христиан Бергер не случайно уделял первостепенное значение чисто военно-практическим аспектам подготовки. Хотя предшественники Ваффен СС — части СС особого назначения — были не столь многочисленными, как вермахт, эсэсовцы обладали нередко лучшей физической формой. Во главу угла в СС были поставлены физическая подготовка, практические и полевые занятия и весь спектр спортивных дисциплин, начиная от марш-бросков, бега на длинные и короткие дистанции, бокса, борьбы, велосипедного, мотоциклетного, автомобильного спорта, ориентирования на местности и т.д. Эсэсовцев не готовили к ожиданию неприятеля за стенами крепостей или в траншеях. Боевой дух рождался в ходе спортивных и атлетических состязаний, а не в ходе учебных боев. Что же касается практической военной подготовки, эсэсовцы учились искусству быть мобильными солдатами штурмовых и ударных частей, отдельных отрядов особого назначения и подвижных боевых групп. Различия в чинах были менее формальными, чем в армии. Вне зависимости от ранга и должности, в СС было принято обращение «камерад», сокращенно «камрад» (товарищ, соратник). Вместо уставной винтовки предпочтение отдавалось более легким, мобильным и простым в обращении видам оружия. Наступала эра пистолетов-пулеметов и ручных гранат. Когда стало ясно, что, благодаря этим нововведениям, войска, не обремененные излишним вооружением, могут преодолеть 3,2-километровую дистанцию всего за 20 минут, умолкли даже самые строгие критики, и даже самые консервативные умы в высших эшелонах вермахта стали все более внимательно приглядываться к тому, что происходит в учебных лагерях и на полигонах «зеленых СС».
В начальный период существования СС обязательной предпосылкой для подачи заявки на зачисление в их ряды являлось требование прохождение двухлетней службы в армии, иными словами, в довоенном рейхсвере. По мере увеличения доли иностранных легионов СС и, с обострением военной обстановки это требование, соблюдение которого стало попросту невозможным, было отменено, и введены ускоренные программы обучения. Естественно, с учетом многонационального состава СС, дело не обходилось без трений и сложностей во взаимоотношениях между представителями разных национальностей, с одной стороны, и между ними и немецкими инструкторами — с другой. Один из добровольцев полка СС Вестланд вспоминал о периоде своей военной подготовки под Мюнхеном:
«Прежде всего необходимо было преодолеть языковой барьер. И голландским товарищам приходилось, после целого дня тяжелых полевых занятий, посещать по вечерам ускоренные курсы немецкого языка. Для «имперских немцев» физическая подготовка особых сложностей не представляла. Ведь они еще до поступления в СС получали необходимую военную и физическую подготовку в рядах отрядов «Гитлеровской молодежи», а после «Гитлерюгенда» — дополнительную физическую закалку в строительных отрядах «Имперской Трудовой службы». А вот голландцам все, что немцы делали шутя, давалось гораздо труднее. Кроме трудностей, связанных с языковым барьером, они изнемогали от «прусской муштры», о которой в голландской армии не имели никакого представления. Хотя, конечно, если бы они знали, какие трудности и опасности ожидают их на Восточном фронте, самая суровая «муштра» в учебных лагерях Ваффен СС на территории Германии показалась бы им детской игрой!»5