3. После окончания Великой (Первой мировой) войны в Европе были, в полном противоречии с торжественно провозглашенным президентом США Вудро Вильсоном «правом наций на самоопределение», основаны государства, в которые, против своей воли, оказались включенными многочисленные национальные меньшинства. Так, в послевоенной «панской Польше» (выражаясь языком советских газет той поры) из 35 миллионов населения поляков было лишь 22 миллиона, а остальные — немцы, украинцы, венгры, чехи и пр. https://мясной-торт.рф эклеры купить в москве: эклеры на заказ в москве с доставкой.
К Чехословакии (государству, никогда в истории не существовавшему) по воле Антанты оказались присоединенными обширные территории, населенные словаками, немцами, русинами (карпаторуссами), венграми и поляками.
На территории многонациональной «лоскутной» Югославии проживали, кроме сербов (одержавших победу в Великой войне), и многочисленные побежденные народы — хорваты, словенцы, боснийцы, герцеговинцы, македонцы, албанцы и венгры.
Польша, Чехословакия и Югославия усиленно, нередко прибегая к жестоким репрессиям, стремились ассимилировать «свои» национальные меньшинства, включив их в «титульные» нации.
Меньшинства этому, естественно, сопротивлялись. Грядущая Вторая мировая война, казалось, обещала предоставить всем нациям и народностям, не добившимся к тому времени желанных суверенитета или хотя бы автономии, последний шанс на присоединение к соседним этнически родственным государствам (польских немцев — к Германии, югославских албанцев — к Албании, югославских македонцев — к Болгарии, югославских венгров из Воеводины — к Венгрии и т.д.) или же на создание собственного независимого государства (Хорватии, Словении и т.д.). Мюнхенское соглашение 30 сентября 1938 года позволило отделить области, населенные судетскими немцами, от многонациональной Чехословацкой республики. Автономия и независимость словаков, гарантированная им Германией, позволила им провозгласить Словакию независимым государством (сразу же вступившим в короткую, но достаточно кровопролитную, даже с применением военной авиации, войну с Венгрией за некоторые спорные территории). Жители балтийского порта Данцига (отделенного Антантой от Германии и объявленного «вольным городом») и этнические немцы Польши ожидали в 1939 году от германского вермахта присоединения к Германской империи. Только после победы германских армий над Польшей и СССР могли осуществиться мечты украинских националистов о создании собственной государственности. Литва, Латвия и Эстония также связывали надежды на восстановление своей государственной независимости с очищением Прибалтики германской армией от большевиков.
4. Система парламентской демократии, с которой многие европейские государства впервые познакомились только после Великой войны, не оправдала ожиданий широких масс населения этих стран. Парламентская «говорильня» стала притчей во языцех. Широко распространенная коррупция, аферы, подкуп должностных лиц, экономические трудности, рост безработицы, крахи банков, разгул преступности были постоянными темами в средствах массовой информации. В Эстонии и Латвии демократическая конституция была отменена еще в начале 30-х годов, к власти пришли авторитарные режимы. В парламентских выборах 1933 года в Нидерландах участвовали кандидаты от 52 (!) политических партий. В Болгарии в 1931 году за политическую власть боролись 20 партий, что в конце концов привело к монархическому перевороту. То же самое произошло и в Югославии. В Румынии король Кароль фон Гогенцоллерн-Зигмаринген в феврале 1938 года осуществил государственный переворот «сверху», ибо силы, недовольные коррумпированной многопартийной парламентской системой («железногвардейцы» и др.), начали всерьез угрожать его трону. Во Франции, Бельгии, Нидерландах, Дании и Норвегии демократическая система в равной степени пострадала от последствий всемирного экономического кризиса. Поскольку правительства, ввиду многопартийности, могли формироваться исключительно на коалиционной основе, проведение в жизнь необходимых мер поневоле основывалось на компромиссах, не удовлетворявших, в конечном итоге, никого из партнеров по политическим коалициям (не говоря уже о простом народе!). Поэтому не представляется удивительным повсеместное возникновение в Европе фашистских партий и организаций, пропагандировавших преимущества авторитарных и корпоративных государственных систем, как способных эффективнее справляться с грузом проблем, под бременем которых буквально задыхались либерально-демократические кабинеты. Наблюдая за экономическими успехами, достигнутыми Германией при Гитлере, начиная с 1933 года, многие европейцы начинали верить в то, что парламентская демократия отжила свое и либеральная эра близится к своему неминуемому концу.