Большое значение придавалось созданию и расширению партийных организаций в национальных районах. Они вели работу с беднотой и середняками, активистами советского и кооперативного движения, со всем оседлым и кочевым населением. В 1922 - 1925 годах здесь появились и первые ячейки ВЛКСМ. В 1929 году, например, на Дальнем Востоке у малочисленных народов насчитывалось 26 ячеек ВЛКСМ, в которые входило 240 комсомольцев, в том числе 28 девушек.
Общественные организации проводили большую работу по развитию у населения политического сознания. Это способствовало процессу национально-государственного строительства в северных и восточных районах страны. Формировались национальные округа, в которых, как и в других национально-государственных образованиях, органы власти и управления, суды, школы работали, как правило, на родных языках малочисленных народов Сибири и Дальнего Востока.
У отставших в развитии народов создавались более простые и доступные сознанию формы организации. В частности, формировались родовые туземные Советы. В 30-е годы в Красноярском крае были созданы Таймырский и Эвенкийский автономные округа, в Камчатской области - Корякский, в Магаданской - Чукотский, в Тюменской - Ямало-Ненецкий и Ханты-Мансийский, в Читинской - Агинский Бурятский, в Иркутской - Усть-Ордынский Бурятский. Население каждого составляло около 10 тысяч человек с преобладанием в его составе малочисленных народов.
5. Заключение.
Становление и развитие национальной государственности в Сибири происходило в бескомпромиссной борьбе с национализмом во всех его проявлениях, а также со всякими попытками, какой бы фразеологией они ни прикрывались, насаждения тех или иных форм великодержавного шовинизма. При этом создавались новые мифологические штампы, наносившие немалый вред механизмам государственного устройства.
Если говорить о причинах и следствиях столь быстрого, хотя и нелегкого решения проблем национально-государственного строительства в Сибири, то следует отметить, что оно было связано с реализацией идеи государственности, выдвинутой еще в XIX столетии, сохранением традиций соборности, общинности, коллективизма. Использовались идеи реформаторов прошлого в частности, бывшего генерал-губернатора М.М. Сперанского, мысли которого о формах организации малочисленных этносов нашли некоторое воплощение в практике в советское время. Решение этих проблем сопряжено и с функционированием партии, хотя в нем проявился и постепенно все более обострялся открытый Р. Михельсом и М. Острогорским железный закон олигархических тенденций. В соответствии с этим законом массовая партия, созданная для завоевания демократии народу и рядовым партийцам, отчуждает их от власти, сосредоточивая всю ее полноту в руках политических лидеров, партийной элиты. С одной стороны, партийное руководство способствовало организационному воплощению идей государственного строительства, с другой - вставляло спицы в его колеса, допуская ошибки, основанные на волюнтаризме и непросчитанности части решений.
Сибирские большевики использовали различные организационные меры для развития самодеятельности народных масс в борьбе за реализацию государственного национального политического курса. Важное значение в объединении патриотических сил Сибири, решении общих задач имело, например, общесибирское совещание представителей народов этого края, проходившее в Омске в феврале 1921 года. 24 февраля «Советская Сибирь» писала: «В первый раз . ''сибирские инородцы" получают возможность собраться вместе, обсудить свои нужды и разрешить наболевшие вопросы, применительно к своим бытовым, климатическим и культурным особенностям».
Форма Советов оказалась действительно эффективной для решения задач государственного строительства на местах. Но так было только при одном непременном условии: если не нарушалась законность, соблюдался строгий правопорядок. Правоохранительные органы на словах действовали исключительно в интересах национальной идеи, но слова зачастую расходились с делами. От нарушений законности страдала и великая нация - русский народ, и средние и малочисленные народности. Люди поддерживали идею социализма, но эта идея порою дискредитировалась самым грубым образом. Было предано забвению, что благородная цель достижима только благородными средствами. Идея Советов была конструктивной, но средства их создания и функционирования во многих случаях далеко не соответствовали высоким идеалам. В дальнейшем это привело к некоему отчуждению людей от власти и утрате интереса к ней.