1. Введение.
Освоение Сибири и управление её с 1917 года базировалось на марксистской теоретической платформе, давшей основы для государственной политики и национально-правового строительства. Маркс и Энгельс отрицательно относились к идее и практике федерации, их симпатии были на стороне унитарного централизованного государства. Федеративная республика, по их мнению, как правило, либо является исключением и помехой нормальному развитию общества, либо представляет собой переход от монархии к централистской республике, как прогресс в определённое время и в определённом социальном пространстве, когда имеются благоприятные предпосылки для решения национального вопроса.
В течение долгого времени Ленин стоял на таких же позициях. Он считал, что в национальном вопросе ядром является реальное предоставление нациям и народностям права на самоопределение, на государственное отделение и образование самостоятельных государств. При этом следует отметить, что формула «право наций на самоопределение вплоть до образования самостоятельного государства» носила исключительно пропагандистский характер и была идеологическим мифом. «Самоопределение» интерпретировалось как суверенное право всякой нации или народности на свою территорию, свои национальные богатства и ресурсы, свободный выбор оптимальных способов экономического, политического, социального и культурного развития. Самоопределение может реализовываться в разных формах государственного устройства, в том числе и в форме федерализма. Форму государственного устройства каждая нация должна вбирать сама, опираясь на собственный суверенитет.
Было время, когда Ленин открыто выступал сторонником крупных многонациональных демократических государств. Но такой политический феномен, по его мнению, допустим лишь тогда, когда он не связан с применением насилия, когда объединение наций, вступающих в связь, основано на их собственной доброй воле. Исторический опыт и опыт современности дают достаточные аргументы в подтверждение того, что крупное государство с развитием социокультурного пространства, имеет преимущество перед мелким в решении духовных, экономических, политических вопросов, в разделении общественного труда, в формировании и развитии рынка, в создании механизмов разделения больших и малых социальных проблем. Народы, как правило, лишь тогда требуют государственного отделения, когда национальный гнёт и национальные трения делают совместную жизнь невозможной. В свою очередь, это сопряжено с противопоставлением мнимого национального интереса действительному, с его раздуванием и превращением в фактор политической активности. Демократически проводимый принцип самоопределения, учитывающий наряду с национальными также межнациональные и глобальные интересы, способствует развитию центростремительных тенденций в многонациональном государстве.
Однако, даже сочувствуя идее централизованного государства, Ленин сравнительно задолго до революций говорил о наличии ситуаций, когда федерация становилась возможной и необходимой. В работе «Национальный вопрос в нашей программе», написанной в 1903 году, он отмечал, что в отдельных случаях, когда это вызывается исторической необходимостью, пролетариат и его партия могут не только выставлять, но и активно поддерживать требование об образовании федерации. В канун революции 1917 года Ленин неоднократно высказывался о целесообразности государственного устройства. Но к мысли о практической целесообразности федерации для России большевики пришли только после февральской революции 1917 года.
Если говорить о народных массах в России, включающих представителей множества разных этносов, то они, несмотря на определённое национальное неравенство и национальную рознь, сепаратистских настроений, как правило, не проявляли. И это укрепилось благодаря Ленинской политике. Он считал, что дать равноправие всем народам России недостаточно. Для того чтобы компенсировать многовековое угнетение народов со сторон русских, эти народы, национальные меньшинства должны получить некоторые преимущества. (Позднее на Западе это назвали «позитивной дискриминацией»). Такая политика также предполагала, что, дав народностям определённые преимущества, блага, они почувствуют заботу о себе, и таким образом, осознают необходимость совместного сосуществования с Россией. А пока народности будут иметь собственную автономию, атрибуты государственности, они достигнут более высокой стадии развития, повысится уровень хозяйственной, коммуникативной культуры, чем будет подготовлена база для их полноценного вступления в состав России.