Образование алтайской автономии создавало предпосылки для ускоренного развития народа, находившегося в ту пору на перепутье между феодализмом и капитализмом. Путь к новой социальной организации алтайцам открывала государственная национальная политика, а более широко - весь политический курс того времени. Решение созидательных задач происходило на основе взаимопомощи народов, алтайского и русского населения этой южной территории Сибири.
В апреле 1923 года прошли выборы в Советы, состав которых на Алтае был преимущественно крестьянским. Среди избранников преобладали сельская беднота и середняки. Советы Алтая представляли собой специфическую форму политического союза местного населения с рабочим классом России. Они решительно становились на путь созидания новых форм социальной жизни. 1 мая 1923 года открылся Первый областной съезд Советов, участники которого заявили о признательности крестьянства Ойротии советским властям за предоставление права на самоопределение.
4.5. Средние и малые народы.
Вслед за бурятами, якутами, алтайцами обрели те или иные формы национального самоопределения и другие сибирские народы. В ноябре 1923 года решением ВЦИК был создан Хакасский уезд, преобразованный в 1925 году в округ, а в 1930 - в Хакасскую автономную область. В Сибири выделялись также национальные районы и национальные сельские Советы. Это способствовало привлечению к участию в управлении, к активной политической деятельности большого числа лиц из местного населения.
Идея Советов и на Севере, в том числе на севере Сибири, нашла своих приверженцев и проводников. Советская власть рождалась там в суровой и сложной борьбе, которая шла не на жизнь, а на смерть. После окончания первой мировой войны, во время гражданской войны ряд малочисленных народов оказался на грани гибели. Обострилась нищета, голод стал обычным явлением, эпидемии уносили сотни жизней. Необходимо было предпринимать решительные действия для спасения малых этнических групп.
К лету 1918 года на севере Сибири были созданы уездные и волостные Советы. В ходе гражданской воины большинство тружеников Севера и Востока вставало на сторону Советов: коренные жители выполняли обязанности проводников партизанских отрядов, вступали в ряды Красной Армии, как могли участвовали в бурных исторических событиях своего времени. Окончилась гражданская война, надо было думать о будущем, работать ради него. Но будущее для народов Севера и Востока не могло наступить само собой, ибо еще совсем недавно они были исключены из политики. Надо было развивать культуру аборигенов, их политическое сознание, искать и предлагать доступные для них формы социальной активности.
Предполагалось советизировать народы Севера и Востока, ввести в состав Советов представителей коренного населения, сделать Советы понятными для малограмотных людей институтами управления и самоуправления. Там, где не сформировались даже зачатки капиталистических отношений, не сложился национальный рабочий класс, не было своей интеллигенции, переход от родоплеменного самоуправления к национальной государственности был длительным и сложным процессом, при этом активную помощь и руководящее влияние оказывали российский рабочий класс и интеллигенция.
По указанию X съезда РКП(б) в районах Севера и Дальнего Востока с начала 20-х годов распространяется первоначально потребительская, а затем и производственная кооперация. В 1924 году ВЦИК РСФСР организовал при своем Президиуме Комитет Севера. Этот орган многое сделал для изучения положения в районах, населенных малочисленными народами, разрабатывал программу и систему мероприятий по оказанию им помощи в обеспечении продовольствием, организации просвещения и здравоохранения, подготовке кадров из числа коренных жителей, развитии национальной государственности.
В 1928-1929 годах у малочисленных народов Сибири существовало более 120 школ, из них треть представляли собой школы-интернаты, их учащихся государство взяло на полное обеспечение. Для обучения взрослых открывались пункты ликбеза. Ханты и ненцы в 1925 году посещали занятия по программе школ политграмоты. Политическое просвещение кочевников осуществлялось также и в заезжих домах, домах туземцев. Представители коренного населения знакомились с докладами Ленина о Советской власти, им разъясняли официально принятую программу построения социализма в СССР и регионах.