Крым в древности и в эпоху средневековья
Страница 12

Наибольшего расцвета Малая Скифия достигает во II веке до нашей эры, в годы правления царя Скилура. В это время скифское царство на востоке граничило с Боспорским царст­вом; на юге – доходило до предгорий Крыма, населенных таврами; на севере в него входила область на Нижнем Днепре, в том числе и Ольвия, где Скилур чеканил свою монету. На западном берегу скифы захватили главные гавани – Керкинитиду, Калос Лимен и ряд других греческих укреплен­ных пунктов, превратив их в свои крепости.

Но война с Херсонесом, которому помогали греки, римляне и сарматы, ослабила Скифское царство, и посте­пенно оно теряет свое былое могущество. Скифское царство просуществовало до III века и пало под ударами готов.

Cарматскиеплемена

С ослаблением скифского могущества в III веке до нашей :эры главенствующее положение в Причерноморье переходит к сарматам, ираноязычным племенам. С ними связан целый период древней истории нашей родины. Ранние античные авторы называли их савроматами (от иранского слова «сао­романт», что значит «опоясанный мечом»).

Этническаяпринадлежность. Язык

Геродот отмечает родство сарматов со скифами, ссылаясь на близость их языка. Он приводит легенду об амазонках, от брака которых со скифами якобы произошли сарматы. Такова древнегреческая новелла о происхождении сав­роматов. Эта новелла возникла, по предположению иссле­дователей, в результате слияния древнегреческих мифов об амазонках и скифских сказаний о савроматских женщинах, которые тоже ездили верхом, охотились и участвовали в войнах. И получилась поэтическая, красивая легенда.

Но многое из этой красивой легенды Геродота подтверж­дается. Подтверждаются сведения о савроматских женщинах-воительницах. В женских погребениях, как и в мужских, археологи находят оружие и конское снаряжение.

В этой связи интересные и важные сведения имеются у Псевдо-Гиппократа. Он пишет: «В Европе есть скифский народ, живущий вокруг озера Меотиды и отличающийся от других народов. Название его – савроматы. Их женщины ездят верхом, стреляют из луков и мечут дротики, сидя на конях, и сражаются с врагами, пока они в девушках; а замуж они не выходят, пока не убьют трех неприятелей, и поселяются на жительство с мужьями не прежде, чем совершат обычные жертвоприношения. Та, которая выйдет замуж, перестает ездить верхом, пока не явится необходимость поголовно выступать в поход. У них нет правой груди, ибо ещё в раннем детстве матери их, раскалив приготовленный с этой целью медный инстру­мент, прикладывают его к правой груди и выжигают, так что она теряет способность расти, и вся сила и изобилие соков переходят в правое плечо и руку».

Ряд исследователей столь воинственный образ сарматок объясняют тем, что когда савроматские мужчины уходили в длительные военные походы, женщины сами охраняли стада и хозяйство. Для этого они могли создавать специальные женские отряды. Отсюда и навыки верховой езды, и умение владеть оружием, и воинственность.

Язык сарматов, как и язык скифов, принадлежит к северо-восточной группе иранских языков. Отзвуки его, по мнению лингвистов, можно найти в современном осе­тинском языке.

От античных авторов мы узнаем и о названии отдель­ных племен. Основные из них: арсы, сираки, роксоланы, языги, аланы.

Древнейший период сарматов VI–IV веков до нашей эры характеризуется развитием коневодства. В это время происходит образование союзов родственных племен во главе с вождями. Появляется и совершенствуется новый тип железного оружия и снаряжения. К концу этого периода союзы племен вышли на историческую арену как сильные в военном отношении объединения, стремив­шиеся к расширению пастбищной территории, к бли­жайшему соседству с причерноморскими государ­ствами.

Часть кочующих в степях Приазовья сарматов про­никла и на Таврический полуостров, где оказывала активное влияние на жизнь народов Крыма. Особенно оно усилилось в первые века нашей эры. Отношения сарматов со скифами носили попеременно то враждебный, то мирный характер.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23