Изменились границы расселения формирующихся народностей, появились этнонимы - их самоназвания и названия, данные другими народами. Так, башкиры расселились на север до Тувы, а на юге заняли часть территории Ногайской орды. Они назывались «башкурт». Удмуртов русские называли «отяками», коми-пермяков - "пермяками". "Вогуличи" - манси из предгорий Урала продвинулись на запад до левобережья Камы, потеснив коми-пермяков. Югра сдвинулась к югу в земли вогуличей до Тавды, а сибирские татары - к северу до Туры. Процесс консолидации складывавшихся народностей к концу XV в. не был завершен. Угорское и самодийское население сохранило племенное деление. Одновременно идет дальнейшее развитие культуры формирующихся народностей, союзов племен и этнических групп. Общие черты культуры начинают преобладать над особенностями отдельных родов и племен. Это наиболее заметно в выработке одинаковых форм украшений костюма, орнамента, форм глиняной посуды, погребального обряда, конструкции жилых и хозяйственных построек, унификации предметов культа.
Дальнейшее развитие культуры проявляется и в усложнении представлений об устройстве мира в целом и об отношениях в обществе. В изображениях звериного стиля находят отражения космогонические представления о трех мирах: нижнем (подземном), среднем - земном и верхнем - небесном своде, нередко представляемом в виде двух женщин-лосих. В башкирских сказках и преданиях небесные светила представлялись в человеческом облике: Солнце - в образе женщины, Луна - в виде мужчины. Звезды и планеты имели свои названия и считалось, что они висят в воздухе, прикрепленные к небу толстыми железными цепями.
Металлические бляхи со сложным образом звериного стиля, видимо, являлись знаками, отражавшими социальную структуру общества. В мужских фигурках человеколосей этого же стиля можно видеть изображение племенных вождей - жрецов и ремесленников-металлургов. Образ металлургов издревле связан с таинственной силой, которой якобы обладал кузнец, превращавший руду в металл.
Дальнейшее развитие получила деревянная и каменная скульптура, сюжетом которой все чаще становится образ человека. О существовании деревянных антропоморфных идолов на святилищах коми в XIV в. говорит известное Житие Стефана Пермского. На курганах башкир иногда встречаются грубые каменные изображения воинов. На металлических бляхах местного производства и привозных серебряных восточных сосудах нередко встречаются сцены ритуальных воинских танцев и других магических обрядов.
Высокого мастерства достигают искусные резчики по кости, украшавшие бытовые вещи объемными и плоскими изображениями фигур и голов животных, сложным, чаще всего геометрическим орнаментом. В орнаменте наряду с ранее сложившимися элементами, в стилизованном виде изображавшими животных, рыб, насекомых, растений, человека, все чаще встречаются солярные знаки (круг, розетка, ромб, полудуги) - символы небесных светил. В местные узоры орнамента внедряются элементы, заимствованные от других племен и народов.
Видимо, в то время существовали древнейшие духовые и струнные музыкальные инструменты (сигудек и пэляны у коми, курай и кубыз у башкир и т. д.) и появились народные музыкальные традиции, развивавшиеся в последующее время.
Складываются предания и легенды о происхождении отдельных племен и союзов племен, о поглощении одних племен другими, о формировании новых), отражающие процессы этногенеза. Нередко они представляют этот процесс как историю богатырей - глав племен и союзов. У южных башкир, возможно, в то время складывается былина об Урал-богатыре.
В X-XV вв. местное население частично освоило территорию Урала. Однако степень освоения была еще невелика. Народности, племена и отдельные группы были рассеяны на большом расстоянии друг от друга при низкой плотности заселения. Большая часть территории Урала оставалась незаселенной. Это и создало условия для проникновения сюда русского населения, стоявшего на более высоком уровне социально-экономического и этнического развития и принявшего активное участие в заселении и освоении края.