Проникновение на европейский северо-восток булгарских и русских купцов, а также начавшаяся древнерусская колонизация этой территории послужили мощнейшим стимулом для развития специализированного пушного промысла. Мехами взималась дань, они же были основным видом товара, пользовавшегося спросом заезжих купцов. В обмен на меха булгарские и русские купцы привозили ювелирные украшения, железные орудия труда и оружие, металлическую посуду и другие предметы быта (в частности, замки, которые не использовались древними коми по назначению. Даже в нашем столетии до недавнего времени в деревне дома не запирались).
В целом, на формирование коми-зырян оказали глубокое воздействие два мира - древнерусский и прибалтийско-финский, что отличает их от близкородственных коми-пермяков и удмуртов. Со временем, в связи с древнерусской колонизацией и христианизацией коми-зырян, проведенной в последней четверти XIV столетия Стефаном Пермским, и присоединением Коми края к Русскому государству, культурное русское влияние становится доминирующим и в значительной мере определяющим дальнейшее развитие народа коми.
2.4. Культура предков манси.
В лесном Зауралье по рекам Тавде, Туре, Лозьве и их притокам выявлены памятники юдинской культуры X-XIII вв., принадлежавшие предкам манси – «вогуличам». Они сосредоточены в двух основных районах: северном - по Тавде и южном - по Туре. В горной части Среднего Урала и его предгорьях известны памятники петрогромского типа, также оставленные вогуличами. На нижней Оби и ее притоках и на западном склоне Северного Урала проживала югра - предки хантов, а севернее их, в тундровой зоне, - предки ненцев – «самоядь».
Эти племена занимались охотой и рыболовством, наиболее развитым у хантов. Земледелие и скотоводство было в зачаточном состоянии, только ненцы занимались оленеводством и собаководством. Они вели подвижный образ жизни, иногда переходя к оседлости. Наряду с легкими переносными жилищами - чумами встречаются землянки, полуземлянки и наземные срубные жилища с глинобитными очагами.
К сожалению, археологические памятники этого населения изучены только до XIII в., а сведения о нем в письменных русских источниках появляются не ранее XVII в., что затрудняет изучение их истории в XIV-XVI вв.
До вхождения угорских и самодийских племен в состав Русского государства у них господствовали отношения патриархально-племенного строя, находившегося в стадии разложения. По мнению ряда этнографов, у них не сложились прочные родовые коллективы. Основной ячейкой общества были объединения кровнородственных патриархальных семей, имевших общих предков-тотемов и объединявшихся в экзогамные фратрии. Сохранялись и более древние равноправие женщин), первобытные формы религии, фратриальные племенные святилища.
2.5. Культура предков татар.
В XIV-XV вв. в лесное и лесостепное Зауралье из степей в среду угорского населения проникли предки сибирских татар, оставивших памятники Макушинского и Туралинского типов. В их хозяйстве сочетались полукочевое скотоводство и пашенное земледелие. От кочевников сохранились небольшие группы курганов, от оседлого земледельческого населения - городища и селища с остатками металлургического и гончарного производства, срубными постройками и загонами для скота.
Они расселялись небольшими кочевыми и сельскими общинами, в которых вырастала феодализирующаяся знать, долго сохранявшая старые языческие верования.
В X-XV вв. в этническом развитии населения Урала преобладали процессы консолидации и ассимиляции, сближения племен и этнических групп в крупные объединения, ставшие основой раннефеодальных народностей. В эти объединения вливались новые этнические группы. Так, в состав башкир влились кипчаки, булгары и среднеазиатское тюркское население. В состав удмуртов вливаются марийцы, булгары, часть которых вошла в особую этническую группу бессермян. В состав коми-пермяков вошли группы удмуртов, марийцев, коми-зырян, югры, в состав манси - ханты, коми-пермяки и коми-зыряне, сибирские татары.