2.1.Культура ранних башкир.
Предки башкир формировались в степях Приуралья и прилегающих районах Средней Азии и затем продвинулись в степи и лесостепь Южного Урала, где ассимилировали небольшие группы аборигенного финно-угорского населения и ирано-язычных сармато-алан. В IX-X вв. башкиры расселились по обоим склонам Уральского хребта; по рекам Белой, Уфе, Деме, Сакмаре, Большой Ик, Мензеле - в Приуралье и по Яику (Уралу), Ую, Миассу, Аю, Юрюзани - в Зауралье, где обнаружены немногочисленные городища и селища с тонким культурным слоем, небольшие группы курганов на значительном удалении их друг от друга.
Ведущую роль в хозяйстве башкир играло кочевое скотоводство с сезонными меридиональными перекочевками на большие расстояния. Под влиянием оседлого аборигенного населения часть башкир переходит к оседлому пастушескому скотоводству, пушной охоте и бортничеству. У них появляются зачатки земледелия. Жилищем кочевников была разборная юрта, а при переходе к оседлости - полуземлянка.
В X-XII вв. башкиры переживали период разложения первобытнообщинного строя и формирования соседской кочевой общины, но еще сохраняли родоплеменное деление, родовую и племенную собственность на землю (пастбища). Развитие частной собственности семей на скот привело к имущественному расслоению внутри рода, перераставшему в социальное расслоение. Родоплеменная знать, опиравшаяся на военные дружины, присвоила право распоряжаться общинными пастбищами, увеличивая свои богатства за счет военных нападений на соседние племена, эксплуатировала труд обедневших сородичей и рабов-военнопленных, заставляя их пасти свои стада. Часть рабов продается в Волжскую Булгарию и города Средней Азии.
Разложение родового строя у башкир вело к зарождению ранних феодально-патриархальных отношений. Феодальная знать формируется в основном из родоплеменной, а феодально-зависимое население - из закабаляемых ею свободных общинников-скотоводов. Основой таких отношений была частная собственность на скот и пастбища, феодальная рента выступает как в форме отработок (отдача скота на выпас с частичной компенсацией за труд приплодом скота, мясом и шерстью), так и в натуральной форме (отдача феодалам шерсти, мяса, меда, пушнины за право пользоваться пастбищами). Совет старейшин вытеснил по значению народное собрание и превратился в орган власти родоплеменной феодализирующейся знати. Родовые институты становились лишь оболочкой, внутри которых созрели отношения классового общества. В X-XIII вв. часть приуральских башкир попала в данническую зависимость от Волжской Болгарии, из которой начинает распространяться религия классового общества - мусульманство.
2.2. Культура предков удмуртов.
Древние удмурты составляли две большие группы. Одна из них - северная находилась в среднем и верхнем течении р. Вятки и по ее притоку
р. Чепце, где выявлено более 100 памятников чепецкой культуры IX-XV вв. Другая - южная располагалась на правом берегу нижнего течения р. Камы и по притокам р. Вятки Кильмези и Вале.
Ведущую роль в хозяйстве удмуртов, и племен сылвенской культуры занимало пашенное земледелие, проникшее в Приуралье из Среднего Поволжья во второй половине I тысячелетия н. э., а с XI-XII вв. уже преобладавшее над подсечной формой земледелия. В бассейне р. Чепцы найдено около 30 железных ральников местного типа от однополосного подошвенного рала. Ими обрабатывали землю, освобожденную от леса при подсеке, применяя тягловую силу лошадей. Наряду с яровыми культурами появляется озимая рожь и начинает складываться паровая система земледелия. Подсека сохраняет на севере свое значение. В южных районах Верхнего Прикамья она уступает место лесному перелогу. Из Волжской Булгарии распространяются на север такие культуры, как просо и мягкая пшеница. С возрастанием роли земледелия появляются каменные жернова, вытеснявшие более примитивные зернотерки, большие ямы-хранилища для зерна, более эффективные в работе лесорубные топоры, железные серпы для уборки урожая, лемеха булгарских тяжелых плугов, сошники русских коловых сох.