Памятники общих предков коми-зырян и коми-пермяков известны как на территории Прикамья, так и Республики Коми. Они относятся к III в. до н. э. - V в. н. э. В бассейне Вычегды и Печоры сохранились многочисленные поселения, а также редкие могильники этого времени. Предки коми занимались охотой, рыбной ловлей, металлургией и металлообработкой, различными домашними производствами. Постройки, как жилые, так и хозяйственные, были наземные с каменными очагами. Уникальный комплекс открыт у поселка Новый Бор Усть-Цилемского района. Здесь найдены бронзовые зеркала, попавшие на Север из греческой Ольвии, бронзовая фигура мужчины с изображением птицы с распростертыми крыльями над головой, ножи, наконечники стрел. Следовательно, и в это время продолжалась торговля с далеким Причерноморьем, откуда на Север привозили ювелирные изделия из бронзы, драгоценных металлов и стекла, Вслед за купцами и торговцами вскоре появляются и переселенцы с юга, которые, вероятно, были наслышаны о несметных богатствах северного края, известных еще со времен Геродота. В эпоху великого переселения народов, в середине I тысячелетия н. э., здесь появляются группы воинственных кочевников-скотоводов, из степей Южного Зауралья. Это были смелые воины-дружинники, которые верхом на конях преодолели много преград, пока добрались до берегов Вычегды и даже Выми, где археологи нашли насыпанные ими курганы с захоронениями, которые сопровождались богатым набором вещей. Среди них и оружие (мечи и кинжалы), оборонительные доспехи (кольчуги), золотые и серебряные изделия, сосуды, бусы из сердолика, горного хрусталя и стекла.
Особый интерес представляют два ритуальных сосуда: серебряный ритон в форме головы быка и деревянная чаша, ручку которой украшает скульптура медведя (см. приложение 2).Серебряный ритон имеет среднеазиатское происхождение - он был изготовлен в Сасанидском Иране, а чаша, видимо, местным резчиком по дереву, мастером с тонким художественным вкусом и прекрасным знанием природных качеств дерева. Эго уникальные изделия, подобные которым в настоящее время неизвестны. Пришлые группы, вероятно, немногочисленные, постепенно смешались с местным населением, растворились в нем. С этого времени на Севере появляется животноводство, неизвестное до прихода нового населения, свидетельством чего являются изображения коней в металлической пластике, новые мотивы в декоративно-прикладном искусстве.
Важный период в истории предков народа коми наступает с VI в. н. э. К этому времени относится начало постепенного разделения единой древнекоми общности на две, одна из которых стала основой формирования коми-пермяков, другая - коми-зырян.
Пракоми общность занимала огромную территорию, включающую бассейны Вычегды, Печоры, Верхнее и Среднее Прикамье. Уже в предыдущую эпоху наметились некоторые различия в материальной культуре населения, жившего в столь разных природно-климатических зонах. В Прикамье население уже с эпохи раннего металла занималось земледелием и животноводством, тогда как в Вычегодско-Печорском регионе основу хозяйства и в эту эпоху по-прежнему составляли охота и рыбная ловля. Кроме того, территориальная близость населения Прикамья к скифо-сарматскому миру, а через них и к греческой цивилизации способствовало более быстрому проникновению на эту территорию их культурных достижений. Постепенно различия в культуре родственных соседних народов все более усиливаются.
Древнекоми племена, занимавшие столь обширную территорию, говорили на различных диалектах коми языка. Наибольшую близость обнаруживали соседние диалекты, тогда как между территориально отдаленными существовали определенные различия, которые со временем становились все более ощутимыми. Этот процесс по данным археологии прослеживается довольно отчетливо. В VI-X веках культура прикамских и вычегодских коми отличается по многим признакам: по керамике (глиняной посуде), набору женских украшений, типам поселений и построек, наконец, по погребальному обряду. Есть все основания полагать, что в VI-X вв. древнекоми общность уже распалась. В этот период в древнекоми язык проникают тюркские слова через волжских булгар, которые были соседями прикамских коми. От племени к племени они постепенно попадают и в северные диалекты коми языка, однако, тюркское влияние в культуре и языке предков коми-пермяков и удмуртов значительно более сильное, чем у коми-зырян. К этому же времени относятся первые контакты древних (вычегодских) коми с карельсковепскими племенами.