Дальнейшее развитие получает и оседлое пастушеское скотоводство. На поселениях обнаружены остатки хлевов для стойлового содержания скота, железные косы-горбуши для заготовки сена и ножницы для стрижки овец. Увеличивается поголовье крупного рогатого скота, в том числе и в северных районах, где осваиваются пойменные луга.
Продолжают развиваться охота и рыболовство. Возрастает роль пушной охоты, особенно на бобра. Меха используются как средство обмена. Удмуртский термин «коньы» (белка) позднее стал равнозначен русской мелкой монете, а термин "шайт" (связка беличьих шкурок) - весовой гривне новгородского типа.
Рост продуктивности комплексного хозяйства ведет к углублению общественного разделения труда. В ремесле выделяется металлургия и металлообработка. Ряд городищ (Анюшкар на Иньве, Кушманское и Гурья-Кар на Чепце и др.) становятся металлургическими центрами. Здесь обнаружены остатки домниц, кузниц, литейных горнов, криц, заготовок изделий и чушек металла. Внедряются более совершенные приемы изготовления железных изделий: склепка, сварка, резка, штамповка. В ювелирном деле появляется зернь, скань, литье по восковой модели. При раскопках встречаются специализированные орудия металлообработки (наковальни, кузнечные клещи, молотки, пробойники, напильники, стамески, ювелирные щипчики и т. д.). Найдены клады ремесленной продукции, состоящие из орудий стандартной формы (например, у д. Лопаницина Чердынского р-на), предназначенных для обмена. Для обмена производились стандартного веса и формы слитки металла и прокованные крицы.
Развивается косторезное производство. На поселениях найдены остатки мастерских, железные специализированные ножи, пилки, циркульные сверла, вещи, выточенные на токарном станке. Часть продукции косторезов имела стандартные формы (например, гребни, рукоятки) и также предназначалась для обмена. Гончарство, ткачество, кожевенное дело, обработка дерева находились на уровне домашнего производства.
Усиливаются и расширяются торговые связи с соседними племенами и государствами. В Прикамье проникают западноевропейские и восточные монеты, предметы русского, булгарского и среднеазиатского ювелирного ремесла, орудия труда, оружие, стеклянные и каменные бусы, гончарная и глиняная посуда.
У удмуртов в XII-XIV вв. появляются укрепленные торгово-ремесленные и религиозные центры, расположенные на удобных водных путях. Это уже были зародыши городских поселений, хотя в настоящие города они так и не переросли.
Общий подъем хозяйства в XII-XIII вв. привел к дальнейшему разложению родового строя - выделению хозяйств малых семей, которые были в состоянии своими силами обработать участок земли и получить урожай, достаточный для обеспечения потребностей семьи, и даже некоторые излишки для обмена. На поселениях обнаружены как крупные жилища патриархальных семей, так и небольшие жилища малых семей с комплексом хозяйственных построек. К ним примыкают огороженные участки земли, находившиеся в частной собственности семей. В соседской сельской общине сочетается частная собственность на приусадебный обработанный участок - двор и общинная собственность на остальные земельные угодья.
Ослабление родовых связей проявляется в забрасывании старых родовых убежищ-городищ, сочетании разных обрядов погребения в могильниках, свидетельствующее о смешанном составе населения. На поселениях находят вещи с разными типами родовых тамг, также говорящих о том, что на них обитали выходцы из разных родовых групп.
Разложение родового строя удмуртов происходило медленно, особенно в глухих, слабо заселенных районах. Пережитки родовых связей проявлялись в совместном захоронении родственников. Пережитки родовой (воршудной) организации, почитание предков по женской линии и женского верховного божества Шунды-Нумы встречались у удмуртов до XVIII-XIX вв. Женщины сохраняли равноправное положение с мужчинами, о чем говорят одинаковые находки вещей в их погребениях. Отсутствовали совместные захоронения мужчин и женщин, что, по-видимому, свидетельствует о сохранении у северных удмуртов пережитков матриархата.