На понтификов была возложена задача составления календарного расписания дней народных собраний (примерно 190 собраний в год) и дней отправления правосудия (около 40). В остальные дни отправление правосудия или созыв коалиций (сходов, народных собраний) воспрещалось по религиозным мотивам. Полномочия понтификов в республиканский период значительно сузились.
С изданием в середине 5века «Законов 12 таблиц» значение тех или иных правовых принципов и норм стало доступным для всех желающих. Знание же конкретных процессуальных правил и формул, с помощью которых следовало обращаться в суд, было ещё некоторое время тайной понтифика, пока около 300г. до н.э. домашний секретарь понтифика Аппия Клавдия, которого звали Кней Флавий, не обнародовал книги формул и судейского календаря.
Двадцать шесть магистратов.
Вся система римских магистратур замыкалась 26 низшими магистратами, которые ведали рядом дел административно-полицейского характера. Они избирались в трибутных коалициях и, как прочие должностные лица, пребывали у власти один год. Действовали оно небольшими коллегиями (по 2, 3, 4 человека). Некоторые из них ведали тюрьмами и ночной полицией, а также надзирали за противопожарной охраной, они же приводили в исполнение приговоры к смертной казни. Другие ведали чеканкой монеты, третьи следили за состоянием дорог и улиц и т.д.
Народные собрания.
В период республики было несколько видов народных собраний:
· Сохранились собрания по куриям. Куриатные коалиции ведут своё происхождение от первобытнообщинного строя. После реформы Сервия Туллия они утратили политическое значение, сохранив, правда, такую функцию, как утверждение должностных лиц, избранных другими собраниями, но это была чистая формальность. Кроме того, куриатные собрания утверждали акты завещаний и усыновлений.
· Центуриатные коалиции – важнейшие из народных собраний, возникшие в результате реформ Сервия Туллия. Это собрание избирало должностных лиц (консулов, преторов, цензоров). Оно принимало законы. Помимо этого, центуриатные коалиции рассматривали жалобы лиц, приговорённых консулами к смертной казни, либо крупному штрафу.
· Трибутные коалиции. Различались общенародные собрания трибы, в котором участвовали и патриции и плебеи, и собрания плебеев данной трибы. В первом случае решения собрания именовались популисцитами, а во втором – плебесцитами.
Народные собрания принимали постановления самого разнообразного содержания. Уже в «12 Таблицах» имелось постановление, что любое решение народного собрания должно иметь силу закона. «Закон – это то, что народ приказывает или устанавливает (учреждает)»
Магистрат, прежде, чем формально вносить законопроект в народное собрание, «прощупывал» общественное мнение путём предварительного опроса на частных неофициальных сходках, которые он сам же и созывал. Выяснив в ходе свободного обсуждения отношение сограждан к будущему законопроекту, магистрат затем вносил его в коалиции. К этому моменту проект закона был обнародован, обычно на деревянной доске в публичном месте. В самом собрании магистрат оглашал законопроект. После чего спрашивал, принимает ли его собрание? Собрание после обсуждения проект либо принимало его с возгласами: «Как ты просишь!», либо отвергало его с возгласом: «Пусть будет по-прежнему!» Вначале голосовали устно, а затем путём начертания двух букв на табличках. После этого решение собрания поступало на рассмотрение сената, который и сообщал ему свой авторитет. В случае принятия закона его текст вырезался на медной или каменной доске и выставлялся на площади. В тексте содержалось указание на имя автора закона, а в конце – на санкцию, т.е. на последствие нарушения. Значительно позднее, в период принципиата, различались законы совершенного вида, предусматривающие недействительность (ничтожность) запрещённого акта; законы менее чем совершенного вида, устанавливающие наказание (штраф) за нарушение, но не лишающие противозаконный акт силы; законы несовершенного вида, не грозившие какой-либо санкцией за нарушение.