Первоначально цензор – это магистрат, производивший перепись и предоставлявший гражданам право быть зачисленными в тот или иной класс. Это была важная функция, ибо из факта вхождения, например, в первый класс, проистекали значительные материальные выгоды. Обыкновенно цензор устраивался на площади, и лица, претендовавшие на зачисление в разряд всадников, должны были явиться с вооружением и лошадью. Цензор говорил: «Уведи свою лошадь» либо «Продай свою лошадь». Последняя фраза, произнесённая презрительным тоном, означала, что домогательство того или иного лица цензор признаёт неосновательным. Цензор был последней инстанцией для решения вопроса о зачислении в пять классов. Постепенно цензор приобретает всё большие права. У него возникает новое полномочие: управление государственным имуществом. Он отдаёт государственные налоги на откуп коллегиям откупщиков. Затем он отдаёт в аренду землю, что фактически означало распределение захваченных земель, перешедших в фонд государства. Он ведает сооружением и поддерживанием в порядке государственных зданий.
Одна из забот цензора состояла в наблюдении за нравственным обликом не только магистратов или сенаторов, но и рядовых сограждан. Цензор был блюстителем нравов и в этом качестве имел право ограничить в политических правах тех, кто, по его мнению, совершал что-либо противное добрым нравам. Так, цензор мог вычеркнуть из списка сенаторов, перевести из разряда всадников в пехотинцы или даже исключить из трибы, что влекло за собой временное лишение права голоса в народных собраниях.
Цензор ближе всех знал материальное положение римских граждан. Естественно поэтому, что именно он мог точнее всего определить достоинство того или иного лица для занятия должности сенатора. При этом он учитывал:
· знатность происхождения;
· наличие определённых моральных достоинств.
Цензовой переписи подлежали все взрослые мужчины, включая вольноотпущенников. А также вдовы и сироты, владевшие имуществом. Они обязывались поставлять полные сведения о своём имущественном положении.
В обязанности эдила входило исполнение функций по организации и контролю за общественным порядком – на улицах, рынках и т.д. они ведали также снабжением города Рима хлебом, надзирали за чистотой на улицах.
Всего эдилов было четыре – два плебейских и два (с 307г. до н.э.) культурных. Причём должность плебейских эдилов более древняя. Это обстоятельство указывает на о, что первоначально плебейская община в экономическом отношении стояла выше общины римского народа, и что первоначально экономические интересы плебеев в торговле, а не в земледелии.
Плебейские трибуны.
В 494г. до н.э. плебеи добились права избирать из своей среды двух особых должностных лиц, называвшихся «плебейскими трибунами». Первоначально, как свидетельствует римский писатель Варрон, трибуны являлись военными вождями плебса в момент удаления его на Священную гору. Это определение Варрона и следует взять за основу. Естественно, что при слиянии плебейской и римской общин, военная власть плебейских трибунов не могла сохраниться в полном объёме. Но у них имелось право вмешательства в распоряжения любого римского магистрата, включая и консула, если это распоряжение ущемляло интересы плебса. Сами же плебейские трибуны формально никаких распоряжений не чинили, т.е. они не обладали положительными административными функциями. Особа плебейских трибунов считалась священной и неприкосновенной. Посягательство на жизнь трибуна каралось смертью. Впоследствии сенат превратил трибуна в должностное лицо, контролирующее консула. Иногда по указанию сената трибун сопровождал войско вместе с консулом. Плебейские трибуны в числе двух выбирались на особых плебейских собраниях. Позже количество трибунов увеличилось до 5 и даже до 10.
На трибутных собраниях выбирали квесторов, куриальных эдилов.
Квестор первоначально проводил дознание по публичным деликтам, но в последствии сосредоточился на заведовании казной и архивом.
На трибутных собраниях выбирали также главного понтифика, стоявшего во главе коллегии жрецов. В ведении этой коллегии находились и чужестранные культы, которые с распространением римского владычества постепенно переносились в главный город республики. Существовали также коллегии авгуров, ведавших толкованием предзнаменований, и коллегии фециалов, наблюдавших за соблюдением установленных обрядов (ритуалов) в международных сношениях. По общему правилу жреческие должности занимали пожизненно. В случае выбытия одного из членов коллегии право избирать нового жреца принадлежало членам соответствующей коллегии.