Наконец, древняя диктатура имела своим юридическим основанием или обычай, или безымянный закон об учреждении диктатуры. Диктатура же Суллы была учреждена особым законом. Но дело не в одних только юридических основаниях. Совершенно иная обстановка, иной характер классовых противоречий периода правления Суллы по сравнению с первым периодом существования республики не позволяют усматривать какой бы то ни было преемственности этих видов диктатуры.
Начальник конницы.
Диктатор назначал себе помощника в лице начальника конницы. Последний не мог оставаться на посту дольше диктатора. Он автоматически лишался своих полномочий, ак только диктатор слагал с себя свои. Взаимоотношения между диктатором и начальником конницы были определены греческим историком Полибием, указавшим, что хотя начальник конницы находился в подчинении у диктатора, однако он как бы заступает место этого последнего в случае его отсутствия. Исследователями это указание понимается таким образом, что начальник конницы являлся заместителем диктатора в тех местах, где он (диктатор) по каким-либо причинам не мог присутствовать. Юридически начальник конницы всё же не мог действовать вполне самостоятельно, даже в отсутствие диктатора. Основная обязанность начальника конницы – командовать римской конницей в составе войска, вверенного диктатору.
Преторы (впереди идущие) вначале были приближенными консулов. Со временем они стали заместителями консулов в делах по управлению внутренней городской общиной римлян (с названием «младший коллега консула»), однако с гораздо меньшими полномочиями. Нередко источники говорят о преторе, как о должностном лице, отправлявшем правосудие. Это не вполне точное определение.
В действительности же у претора на первое место выступали административные функции. Он должен был наблюдать за общественным порядком в городе. Следовательно, он являлся градоначальником. Вместе с тем, претор считался младшим помощником консула, и в этом своём качестве он выполнял как гражданские, так и военные функции консулов, т.е. командовал войском, председательствовал в народном собрании и т.д. Преторы также избирались сроком на один год в центуриатных комициях. С 242г. до н.э. стали избирать двух преторов. Причём один по-прежнему ведал делами римских граждан, а второй – делами иностранцев. А ещё через некоторое время их общее число достигло 16 человек под председательством городского претора. Из полномочий претора по поддержанию общественного порядка возникло и развивалось его право на разрешение судебных споров. Эти полномочия в условиях республик содействовали формированию особого источника права под названием «преторское право». Оно фиксировалось в специальных ежегодных установлениях претора и именовались преторским эдиктом.
Цензор.
Всё бытие римской армии в период ранней республики было связано с разделением граждан на имущественные разряды сообразно с реформой Сервия Тулия. В случае набора в войско надо было явиться с известным вооружением, поэтому перед государством стояла задача как-то распределять время от времени граждан по классам и центуриям, иными словами, производить перепись, ценз в военных, имущественных и политических целях. Распределение граждан по трибам, сервиевым разрядам и центуриям осуществлялось особыми магистратами – цензорами. Цензор был облечён полномочиями по составлению так называемого ценза – списка населения с последующим распределением граждан по трибам, классам, центуриям, а также списка сенаторов. Так как производство переписи граждан и их имущества заканчивалась обычно за полтора года, то практически цензоры оставались в должности не более этого срока. В процессе осуществления этих дел цензор имел возможность весьма значительного влияния на статус отдельных лиц. Например, простолюдин или сенатор мог быть включён в список той или иной трибы или центурии или выключен из него за моральные прегрешения.
При обнаружении моральных прегрешений – в ходе специальных проверок или во время личного собеседования – цензоры имели право сделать особое заявление и констатировать факт, который влёк за собой ограничение политической правоспособности на период соответствующих полномочий цензора. Цензоры избирались из числа бывших консулов, ставших сенаторами, и отличались общепризнанной достойной репутацией.