Существовали следующие принципы подбора, утверждения должностных лиц республики и контроля за их деятельностью. Все должности избирались на народном собрании, центуриатном или трибутном в зависимости от полномочий по заполнению должностей, признаваемом за этими собраниями. Практически все магистраты избирались в должности сроком на один год, и только цензоры избирались сроком на пять лет. Срок полномочий консулов мог продлеваться во время военных действий, когда им вручалась вся полнота власти. С увеличением территорий, подвластных Римской общине, полномочия некоторых носителей должностной власти стали продлеваться в видоизменённой форме. Например, консулы и преторы после окончания своих должностных полномочий в городе Риме получали затем назначение в провинцию с полномочиями проконсула или пропретора.
Каждая магистратская должность в республике замещалась не одним, а двумя или несколькими должностными лицами в обеспечение коллегиальности в отправлении властных должностей. Причём каждый из коллег имел право своеобразного вето (запрета) на действия своих коллег по должности. И это право на вмешательство получило название права интерцессии.
Все должности выстраивались в особой иерархической соотнесённости и соподчинённости. Это означало, что все нижестоящие чиновники были обязаны подчиняться вышестоящим, а вышестоящие имели право интерцессии на решения нижестоящих. Только цензор мог в своих действиях быть приостановлен решением другого цензора.
Все магистраты исполняли свои функции безвозмездно, т.е. без материального вознаграждения, что делало эти должности недоступными для малоимущих. И «уволить» их с должности до истечения срока полномочий не мог никто, даже избравший их народ. Занятие должности в республике было большой честью, оказанной народом данному носителю должностной власти (она была ещё и «учительной» властью, недаром название её происходит от слова «магистер» - учитель). Чиновник мог получить компенсацию произведённых им затрат в том случае, если ему пришлось израсходовать на дела управления собственные средства. Установления магистратов правового назначения получили прозвание (право носителей почётной должностной власти). К этой же категории относилось и преторское право (в частности, преторские эдикты). Основными чиновными персонами в республике были консулы, преторы, цензоры, эдилы и квестолы.
Два консула возглавляли всю систему магистратуры и были поначалу наследниками царских полномочий и функций. Впоследствии их полномочия были сведены к военному командованию со всеми вытекающими отсюда полномочиями и заботами: подбор и комплектование войска. После того, как войско было укомплектовано, воины приносили консулу присягу. По выполнении религиозных обрядностей войско выходило за пределы города, и консул облекался правами полководца. Если в пределах города могла иметь место интерцессия, то на войне таковая не допускалась. Единство командования достигалось тем, что обыкновенно консулы руководили военными операциями на разных фронтах. Отдельная армия, поручаемая консулу, а равно театр военных действий, в пределах которого осуществлялась единоличная консульская власть, называлась «провинцией». Сфера действий консулов определялась трояким путём:
· жребием между коллегами;
· соглашением между ними;
· по указанию сенатора.
Консулу принадлежало право назначения командного состава. В этом вопросе между Афинами и Римом существовало заметное различие. Там все назначения на военные должности проходили под контролем народного собрания, а в Риме офицерский состав назначался по усмотрению консула. Правда, военные трибуны начинают избираться народным собранием, но центурионы не избирались.
Консулам принадлежало право объявлять войну тем народам, через территорию которых проходили их армии. Но объявленная консулом война не была главной войной; главная же война объявлялась только сенатом, либо с одобрения последнего.
Консул располагал и финансовой властью, поскольку сенат ассигновал для ведения войны значительные денежные средства.