б) Воплощением двух разных политических систем, образа жизни и психологии были Афина и Спарта. Афины, оплот демократии, центр просвещения Эллады, неоднократно воспевались поэтами.История Афин представляет собой классический пример развития греческого полиса. Родовая знать, закрепив за собой привилегии, образовала особую группу – эвпатридов («имеющих благородных отцов»), экономическое могущество которой основывалось на владении плодородными землями.
Афиняне гордились своим городом, самым древним, самым стойким и мужественным, самым культурным и просвещенным, не раз вставшим на пути иноземных вторжений в Элладу, защищавшим не только собственную независимость, но и свободу остальных эллинов. Афинский гражданин в глазах греков имел и негативные свойства: ему ставили в вину интеллектуальное высокомерие, преувеличенное мнение о своей особе, склонность пренебрегать мнением и интересами других.
Наиболее яркая и интенсивная фаза развития Афин связана с именем Перикла, при котором произошло размежевание демократии на умеренную и
радикальную. Представители первого направления во главе с Периклом полагали, что бедные граждане должны принимать участие в общественной жизни, но направлять политику государства следует избранным народом руководителям, имеющим надлежащую подготовку, выходцам из богатых и знатных семей. Сторонники второго направления ратовали за усиление демократизации государства путем увеличения помощи беднякам, более агрессивную и жестокую внешнюю политику, направленную на обеспечение приоритета Афин в эллинском мире. Перикл и его сторонники одержали вверх.
Афинская политическая система обеспечивала гражданам возможность политической активности путем оплаты деятельности должностных лиц, пенсии инвалидам, угощения во время государственных и общественных праздников, «зрелищных денег» для посещений театральных представлений. Граждане освобождались от уплаты прямых налогов, но богатые были обязаны регулярно тратить значительные средства на военные и общественные нужды – литургии.
Лишенными какой-либо защиты оказались рабы, благодаря труду которых в значительной степени существовало и процветало Афинское государство. Раб не имел имущества, семьи, юридической правоспособности и был частью имущества своего господина. Ущерб и увечья, причиненные чужому рабу, карались как ущерб его хозяину.
«Величие города Афин особенно заслуживает уважения и вызывает чувство благодарности к ним за их благодеяния людям. Ведь они первые познакомили эллинов с цивилизованным образом жизни, который сами узнали от богов и употребили его для всеобщего пользования. Они открыли законы, благодаря которым общая жизнь из жестокой и полной насилия превратилась в упорядоченную и справедливую. Они первые, спасая изгнанников, ввели в отношении просителей обычаи, получившие силу закона для всех людей».
Диодор. Историческая библиотека, XIII, 26, 2-3
Два политических и экономических антипода соперничающих из-за лидерства в Греции, неизбежно должны были столкнуться в борьбе из-за сфер влияния. В конце 30-х гг. V века до н.э. отношения крайне обострились и вылились в вооруженный конфликт, известный под названием Пелопонесской войны, ставшей самой затяжной в греческой истории и длившейся 27 лет (431-404 гг. до н.э.). Обе стороны были готовы к ней, верили в свои силы и надеялись на скорую победу. Победу одержала Спарта.
Как показали сочинения греческих мыслителей, идеи пацифизма считались подходящими лишь для Эллады: осуждались распри между полисами; война же с иноземцами (варварами) считалась делом патриотическим и доходным.
2.2 «Я – ЖЕНЩИНА, УМА НЕ ЛИШЕНА»
Греки изобрели демократию – слов нет! но они придумали и некоторые ограничения внутри нее. Эти ограничения сильно сказались с самого начала на значимости и действенности того «народовластия», за которое народ столько боролся. Более того, эти ограничения поставили такие жесткие преграды демократии, что она не смогла развиваться, они сразу приостановили всякую возможность прогресса.