б) украшения.
Украшения были у греков исключительной принадлежностью только женского наряда, поскольку всякое излишнее убранство считалось неприличным для мужчины как признак изнеженности и женоподобия. У спартанцев мужчинам носить украшения запрещалось законом.
В старину все заботы о своей внешности у мужчин ограничивались только тем, что ежедневно мылись в холодной или теплой воде и ухаживали за волосами. Спартанцы, носившие прежде короткие волосы, с этого времени перестали стричься. Густые длинные волосы и борода всегда считались лучшим украшением свободного мужчины, а короткие волосы указывали на низкое происхождение.
Женщины натирали себе кожу и волосы благовонными маслами, кроме того пользовались белилами, румянами и сурьмой – завезенными с Востока. Прическа греческих женщин сохраняла одну особенность: оставлять лоб как можно менее открытым. Замужние женщины обычно носили какой-нибудь головной убор.
Тщательный уход за внешностью греческим женщинам вменялся в обязанность. Те из них, кто считались некрасивыми, должны были восполнить свой недостаток искусственными средствами. Чтобы талия как можно дольше оставалась тонкой, применяли широкий пояс.
Мужчины носили трости и перстни. Женские драгоценности греки называли «золотыми вещами». Руки украшали браслетами и обручами, обычно в виде извивающейся змеи, на ногах тоже носили браслеты, серьгам придавали форму падающей капли иногда прикрепляли к ним подвески из жемчуга. Самым изящным и дорогим украшением было ожерелье.
Обычной одеждой городского населения был хитон из толстой шерстяной материи. Он делался без рукавов, с короткими рукавами или с одним рукавом. Что касается женщин низших классов – служанок, рабынь и т.д., то их одежда ничем не отличалась от обыкновенной женской, кроме того, что была несколько проще. Гетеры, флейтистки и танцовщицы одевались в роскошные одежды из прозрачных коийских и аморгийских тканей самых ярких цветов. К таким одеждам принадлежал длинный, переходящий в шлейф тарантинидион.
в) обряды.
Молодые спартанцы женились гораздо раньше афинян. Тому способствовали большая свобода, которой пользовались спартанские девушки по сравнению с афинские, законодательные постановления, поощряющие брак, и всеобщее презрение, к старым холостякам. Хотя брак заключался не иначе как с согласия родителей невесты, по стародавнему обычаю жених выкрадывал невесту из семьи и скрывал у ее подруги. Там ей остригали волосы и, одев в мужское платье и башмаки, прятали в темной горнице, где она оставалась до тех пор, пока жених, поужинав за общим солом, не приходил к ней тайком, чтобы снять с нее пояс – символ девственности. Но и после этого молодые виделись лишь украдкой, и в дом своего мужа жена входила открыто лишь долгое время спустя после брака.
В Афинах обручение жениха и невесты сопровождалось жертвоприношениями покровителям брака – богам Зевсу и Гере. В Трезене, по старинному обычаю, обрученные девушки жертвовали храму Ипполита локон своих волос. Днем молодые мылись в бане, а вечером в доме невесты устраивался пир, в котором участвовали и женщины, но отдельно от мужчин. Для гостей самыми приличными считались белые одежды. После пира жених увозил невесту к себе. Закутанную в покрывало ее сажали между женихом и дружкой на повозку. Впереди шли факельщики, сзади следовали гости. Мать невесты зажигала факел, и поезд трогался, сопровождаемый игрой на флейтах и пением гимнов в честь Гименея. Прибыв к дому новобрачного, сжигали дышло свадебной повозки. На другой день молодые принимали подарки, которые им приносили родственники и знакомые.
Не менее четко определены были и погребальные обряды спартанцев и афинян. По общему обычаю, умершему закрывали глаза и рот и покрывали
лицо, потом тело омывали, натирали маслами, одевали в чистую одежду и, надев на голову венок, клали на постель. У спартанцев все дальнейшие церемонии ограничивались лишь тем, что покойника заворачивали в кусок материи пурпурного цвета и, осыпав лавровыми листьями, предавали земле. Конечно, и в Спарте не обходилось без плача и рыданий близких и друзей покойного, но не было такого обычая, как в Афинах. Нанимать плакальщиц. Начинавших свои причитания в доме покойного уже у самой его постели. Точно так же вместо афинского обыкновения устраивать погребальные процессии с нанятыми факельщиками, певцами, флейтистами и музыкантами, у спартанцев похороны проходили тихо и в присутствии только самых близких и друзей покойного.