Культурный человек античной Греции
Страница 4

Археологи нашли интереснейшие свидетельства проникновения религии в повседневность. Благодаря табличкам, которые верующие оставляли в храмах, стало известно, с какими именно вопросами обращались люди к богам, какой помощи ожидали от них. На первом месте стояли, пожалуй, заботы о собственном здоровье, о потомстве, о безопасности морских путешествий, но встречаются и более альтруистические молитвы – озабоченность судьбой родственников и друзей.

«В каждом деле полагайся на богов. Не раз людей,

На земле лежащих черной, ставят на ноги они.

Так же часто и стоящих очень крепко на ногах

Опрокидывают навзничь, и тогда идет беда.

Бродит он тогда по свету, нет ни разума, ни средств…»

Архилох

Трудолюбие и вдохновение эллинов оставили в наследие современному миру шедевры зодчества, прекрасные статуи. Археологи во множестве находят великолепно сделанные предметы домашнего обихода, украшения, орудия труда. В источниках постоянно упоминается о кипучей деятельности греческих полисов, но вместе с тем о труде старались говорить поменьше: он считался занятием не слишком престижным. Если сельскохозяйственные работы все же признавались основой существования государства, ассоциировались со стабильностью и прочностью, то труд

ремесленников греческими интеллектуалами решительно осуждался: считался делом, недостойным гражданина.

Художники и ваятели искали у публики одобрения и признания своих произведений, но вместе с тем понимали всю условность мнения толпы и власть имущих. Эта двойственность восприятия была прекрасно передана Плинием Старшим в рассказе о прославленном художнике Апеллесе, который имел обыкновение выставлять на балконе свои картины и, прячась за ними, прислушиваться к замечаниям прохожих, утверждая, что народ более строгий, чем он.

Олимпийские игры – один из немногих элементов античного образа жизни, занявший почетное место в современном мире. Четыре самых знаменитых спортивных праздника Эллады – Олимпийские игры, Пифийские, Немейские и Истмийские игры – многократно описаны в специальных исследованиях и популярных книгах.

Условия участия в состязаниях, их правила, безусловно, свидетельствуют, что к участникам соревнований предъявлялись высокие нравственные требования. Одобрения зрителей не могли заслужить самые совершенные физические данные, если они не сочетались с безукоризненной честностью. Сама система отбора претендентов строилась по принципу справедливости и умения точно соблюдать установленные нормы.

Сохранилось немало свидетельств восторженного отношения к олимпийским победителям. Каждый полис считал для себя величайшей честью, когда его гражданин удостаивался высшей спортивной награды. Герой, вернувшийся домой с олимпийским венком, облачившись в пурпурную одежду, въезжал в город на колеснице, там его ожидали восторженные сограждане.

Однако постепенно, по мере возрастания профессионализма в состязаниях, стали появляться люди, жизнь и кругозор которых замыкались в рамках спортивных игр. Параллельно с этим процессом развивалось и критическое отношение к культу силы и физического совершенствования как самоцели. Все чаще стали звучать настойчивые напоминания о том, что развитие тела и заботы о нем не могут занимать главенствующее место в системе ценностей как личности, так и государства.

1.3. «ПОУЧИСЬ ДЕРЖАТЬСЯ НА ПИРУ»

В Элладе свято чтился обычай гостеприимства. В гомеровской Греции нормы поведения предписывали давать приют путникам и чужестранцам, делиться с ними едой, выказывать интерес и участие. В классическое время совместная трапеза была связующим звеном между людьми одной профессии, или одних интересов, или живущих по соседству. Иногда она происходила дома, иногда в специально нанятом помещении, бывало, что каждый участник приносил свою долю еды в корзинке, т.е. устраивалась складчина. Больше всего ценилось общение; недаром существовало мнение, что обед в одиночестве – не обед, а кормежка.

Для представителей верхушки общества организация пиров была признаком их общественного статуса и богатства. Ценились изысканные яства и тонкие вина, но без интересной беседы, остроумных шуток, музыки, выступления певцов, танцовщиц, актеров такого рода сборища считались неудачными. Редкое пиршество обходилось без прихлебателей и шутов, развлекающих и потешающих гостей, однако часто обсуждались и серьезные философские вопросы. В литературе даже появились произведения, в которых сложные проблемы этики и политики представлены в форме диалогов участников пира; в подобном жанре писал Платон, Ксенофонт, Плутарх, Лукиан.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12