Культурный человек античной Греции
Страница 1

Введение

Согласно античному мировоззрению, человек – игрушка рока, игрушка в руках богов, но он же мера всех вещей, достойный предмет искусства. Христианство проповедует презрение к земной жизни, к человеческому телу как сосуду греха и соблазна. Это был разрыв с античностью, античным мировоззрением, античным эстетическим идеалом.

Слово «античный» происходит от латинского слова «antiquus» - «древний». Поэтому античная литература – это (по значению определения) просто древняя литература. Однако принято называть античной не древнюю литературу любой страны – Индии, к примеру, Китая или Египта, а только литературу Древней Греции и Древнего Рима. Древнегреческая и латинская литература выделены потому, что в истории европейской и русской культуры они сыграли особую роль.

Эллинизм – это слово невольно порождает у всех, кто его произносит, ощущение сложности, противоречия и даже запутанности. Начало эпохи эллинизма было положено в 334 – 324 гг. до н. э. завоеваниями Александра Македонского, сокрушившими персидское царство династии Ахеменидов и ранее самостоятельные греческие государства, подчинившими единой власти

огромные территории Эллады, Египта и Востока, вплоть до индийских пределов. Дальнейшая история эллинизма – это история государств, и прежде всего обширных монархий, образовавшихся из империи Александра. Эта история заканчивается в 1 в. до н. э. римским завоеванием.

О новых связях в мире, где властвует деспот, а под его пятой – в сложнейших сплетениях относительной свободы и полного бесправия, шовинизма и национального сопротивления, контрастах богатства и нищеты клубиться жизнь подданных то рождающихся, то рушащихся эллинистических монархий.

Античность заложила фундамент европейской цивилизации, культура которой до сих пор испытывает влияние того мощного интеллектуального заряда, который возник в Элладе в VI веке до н. э. Наследие древней Греции ассоциируется прежде всего с гуманизмом, соединившим культурные и нравственные ценности, недаром даже названия этому понятию дало латинское слово. Мы нередко забываем о том, что науки, связанные с изучением особенностей человека и норм общения, берут свое начало в античном мире – этика, психология, педагогика, философия, социология, политология.

Известно, что множество русских личных имен, как и отыменных фамилий, происходят из греческого языка и в этом языке имеют свое значение. Из греческого языка происходят такие широко употребительные имена, как Татьяна – учредительница, Ирина – мир, тишина, покой (комедия

Аристофана «Мир» по-гречески называется «Eirene»), Елена – пленяющая («имя Елена – тлен и плен» - так этимологизирует имя знаменитой красавицы, из-за которой началась Троянская война, Эсхил – «Агамемнон», 690-5), Екатерина – чистая, Ксения – чужая, Зоя – жизнь, Федор – божий дар, Андрей – мужественный, Алексей – защитник, Василий – царский и т.д.

Мы постоянно поизносим греческие слова, оперируем античными понятиями, стремимся к идеалам, зародившимся в далеком прошлом. Античность властно вторгается в современность. Так, оживленно обсуждаются проблемы демократии – народовластия, зародившегося в древней Греции, термина, переводимого как власть народа. Однако из наиболее горячих тем наших дней – экономика, возникшая как самостоятельная дисциплина в Элладе и получившая там свое название. Немало страстных тирад произносится против демагогов – людей, у которых слово расходится с делом (явление, особенно опасное при управлении государством). Демагоги были сущим бичом афинской демократии в конце V в. и в IV в. до н. э. несмотря на то, что прошло около двух тысяч лет, а этот бич до сих пор «бьет» европейский и русский народ.

Античность наложила свой отпечаток и на наш быт. Мы спим на кроватях, сконструированных и названных так ремесленниками древней Греции, смотрим на витрины – специально оборудованные, не подозревая, что в основе их названия лежит латинское слово, обозначающее стекло,

искусство приготовления еды – кулинария – берет свое название от латинского корня. Даже произносимое иногда в сердцах выражение «идиот» восходит к древней Элладе; некогда оно употреблялось для обозначения всего, что принадлежало к частной, негосударственной сфере, но затем приобрело и политический оттенок.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12