Естественно, что для столь распространенной формы досуга существовали правила поведения, излюбленные темы застольных бесед, популярные песни, которые надлежало знать и уметь исполнять. Все это определяло уровень образованности человека. Ценилось умении вести непринужденную беседу, обсуждая охоту, лошадей, спортивные состязания, различные новости.
Собираясь на совместную трапезу, греки отдавали должное вину, употребляя его в довольно больших количествах, особенно славились виноградники островов Родоса, Самоса, Коса и Хиоса. Пить вино чистым, т.е. не разбавленным водой, считалось признаком варварства и бескультурья. Невоздержанность в питье порицалась общественным мнением; если же пьяные скандалы происходили на улицах, то дело разбиралось в суде и виновных приговаривали к денежному штрафу.
«Пьяных сборищ остерегайся более всего: если же когда-нибудь тебе случиться присутствовать на таком собрании, встань и уйди. Не дожидаясь опьянения. Ведь когда рассудок затуманиться вином, с ним случиться то же самое, что с колесницами, потерявшими возничих: как те несутся в беспорядке, лишившись людей, которые ими управляли, так и душа часто сбивается с правильного пути, когда рассудок помутиться.»
Исократ.
2.1. АФИНЫ И СПАРТА – РАЗЛИЧИЯ И СХОДСТВА
Для воссоздания и понимания идеалов, представлений, привычек, образа жизни древнего грека необходимо бросить хотя бы беглый взгляд на историю и законы развития Эллады, пути и средства распространения греческой культуры.
Первоначально греческое общество имело структуру, очень похожую на восточные деспотии. В III - II тысячелетиях на острове Крите и в некоторых районах материковой Греции процветали могущественные царства, управлявшиеся единовластными правителями. Все они были разрушены в результате завоеваний: погибли в пламени пожаров дворцы, взяты штурмом казавшиеся неприступными крепости. Катастрофы были вызваны грандиозными перемещениями различных племен.
Первоначальное развитие греческого общества, в основе которого лежала традиционная для Востока схема царя и подданных, громоздкого бюрократического аппарата, больших хозяйств, было прервано. Отброшенная миграциями и завоеваниями на несколько столетий назад Эллада как бы перегруппировала силы для того, чтобы начать все сначала и пойти по другому пути. В результате длительных подспудных процессов в XI – IX вв. до н.э. в недрах родовой организации стали возникать тенденции, которым впоследствии предстояло оформиться в принципиально новую государственную форму, получившую название полиса.
Население городов на протяжении долгого времени состояло из двух категорий граждан. Были благородные, потомки первых поселенцев страны, члены кланов. Эти благородные, они же и богатые одновременно, обрабатывали земли большей частью сами с членами своего «дома». Но к этому времени первоначальное владение предков уже не составляло коллективной собственности всего клана, однако земля, поделенная между родственниками, оставалась неотчуждаемой: она не могла перейти к другой семье ни в дар, ни посредством купли-продажи или в качестве преданного. «Собственность должна оставаться в семье» - таков незыблемый принцип. К этой знати, эвпатридам, принадлежали в Афинам, или, вернее, в Аттике, примерно пятьдесят родов. Но помимо них внутри город жило множество народа, существовавшего там за счет богатых – «свободные» труженики – мелкие крестьяне. Тут были всевозможные ремесленники, работавшие на материале, принадлежавшие эвпатридам.
Что касается торговцев, то это был наиболее умеренный и самый изворотливый слой афинского народа; торговцы более всех были готовы вести переговоры, но зато они решительнее всех других хотели добиться участия в решении городских дел. Им уже надоело соглашаться с решениями, принятыми помимо них, одними эвпатридами, но касающимся как их частной, так и общественной жизни. Они – граждане и не хотят, чтобы их гражданские права были лишены всякого реального содержания. Именно
объединение обеих плебейских партий – союз ремесленников и купцов с мелкими крестьянами и батраками – решило в их пользу в конечном счете исход вековой борьбы низших классов против земельной знати.