Разумеется, античность оставила нам наследие всякого рода – и позитивное, и негативное. Понятие «человек» в основном совпадало там с понятием «гражданин»; лица же, не обладавшие этим статусом, неизменно подвергались ущемлению как человеческого достоинства, так и своих юридических прав. Если обратиться ко многим проблемам современности, станет ясно, что они берут свое начало в древнем мире.
1.1. ВОСПИТАНИЕ ВЕДЕТ К ДОБРОДЕТЕЛИ
На протяжении своей истории древние эллины испытывали и тяготы войны и блага мира. Постоянная военная практика, необходимость быть всегда готовым к защите своего государства сформировали у греков убеждения, что долг человека и гражданина состоит прежде всего в готовности отдать жизнь за отчизну, умереть, но не отступить, не нарушить приказа, особенно прославились стойкостью, отвагой, безоговорочным повиновением военачальникам спартанцы, имевшие в Элладе репутацию бесстрашных и дисциплинированных воинов.
Греки были убежденны, что наиболее полно личность осознает себя и раскрывает в политической деятельности, что каждый человек может и обязан играть активную, а не пассивную роль в обществе. Не случайно поэтому в системе ценностей любого эллинского государства основное внимание уделялось правилам жизни и поведения индивида в общественной сфере, понятию долга и тем средствам, при помощи которых в сознании людей формировался образ гражданина. Но имелось в виду не слепое выполнение долга, а сознание его. Источники демонстрируют, что здесь греки достигли высокого уровня гражданственности и, как правило, были безукоризненны в выполнении своих обязанностей.
Спартанский и афинский методы воспитания отличались уже с самого рождения ребенка. Омыв новорожденного, в Спарте его оставляли нагим, а в Афинах заворачивали во что-нибудь теплое. Не умевшие еще ходить детей у афинян держали в небольшом корытце и качали в колыбели. Пока дети оставались при матери (обычно до шести лет), у афинян они ходили в рубашке, а у спартанцев в одной накидке. Для предохранения от всякой порчи на детей сразу же после рождения надевали амулеты. Забавляли их разными играми и игрушками, за шалости били подошвой, прутом или ремнем.
В Афинах девочек на пятом (иногда на десятом) году жизни посвящали богине Артемиде. С этой поры их называли «медведицами», они должны были носить одежду шафранного цвета, сидеть дома почти безвыходно и заниматься хозяйством.
Почетной обязанностью полноправного гражданина бала прежде всего защита своего государства, перед нею отходили на задний план все остальные помыслы и побуждения. Необходимо заметить, что эллины не только декларировали патриотические принципы – они умели и словом, и делом воздать должное тем, кто пал на поле боя, защищая свободу и независимость своего полиса. Убитых воинов хоронили за государственный счет, их имена окружались всеобщим уважением и почетом, их подвиги описывались в речах государственных деятелей и воспевались поэтами. И здесь прошлое дает людям наших дней уроки подлинного гуманизма и высокой этики: считалось необходимым не только превозносить умерших
героев, но и выражать благодарность за их воспитание родителям, соболезновать в постигшей их тяжелой утрате. Государство брало на себя заботу о семьях тех, кто защищал родную землю.
Возникают представления о том, что суть жизни, самое важное и ценное в мире заключается совсем не в том богатстве, которым полны эллинские города, не просто в здоровье тела и духа человека, а в некой иной сфере. Вряд ли все эти новые меры истории выглядели в глазах современников чем-то совершенно загадочным. Скорее и чаще всего они вполне осязательно и предметно в духе античного миропредставления олицетворяли шаги истории в замыслах и действиях.
Эллины совершенно справедливо полагали, что от того, как будет воспитано потомство, зависит будущее общества. Вопросы воспитания были постоянной темой для раздумий даже не столько родителей, сколько государственных мужей, философов, драматургов; шли неустанные поиски оптимальных форм образования (продолжающиеся, как известно, до сих пор). Принципы организации государства, философские учения как бы встраивали воспитание в свою структуру, детали его составной частью системы, что и приводило к появлению и в теории, и на практике самых разных точек зрения.