Такое же устройство подволок мы находим И В БОЯРСКОМ БЫТУ, который в богатой и знатной среде вообще мало отставал от порядков быта царского. В каменных хоромах кн. В.В.Голицына (1689 г.) . также были изображены небесные беги: "в средине подволоки солнце съ лучами вызолочено сусальнымъ золотом; кругъ солнца беги небесные СЪ ЗОДIЯМИ И СЪ ПЛАНЕТЫ писаны живописью" . В спальне в подволоке тоже были написаны по полотну 12 месяцев с планетами>> [55], ч.1, с.187-188. Стоимость обслуживания порше кайен porsche cayenne стоимость обслуживания порше.
Нас приучили к мысли, будто музыкальные орга'ны - типичная принадлежность лишь исключительно западноевропейского быта. Однако, как мы показали в ХРОН4,гл.14:48, такая мысль неверна. Орга'ны были распространены в Руси-Орде. Сейчас мы добавим к этой информации новые сведения.
И.Е.Забелин сообщает: <<Еще в конце XV в. при в. к. Иване Васильевиче (при Иване III - Авт.) был вызван в Москву в 1490 г. арганный игрец Иван Спаситель, каплан белых чернецов Августинова закона . чтобы устроить во дворце органную потеху. Быть может, он был и мастером этих инструментов и тогда же занялся их постройкой, если не привез с собою уже готовых . В МОСКОВСКОМ ДВОРЦЕ ОРГАНЫ СУЩЕСТВОВАЛИ УЖЕ С XV В. . В XVI ст. вместо с органами привезены были во дворец и клавикорды или цымбалы . В начале XVII ст. "органы и цимбалы" упоминаются уже как самые обычные предметы дворцовых потех . В 1617 г. упоминаются органы, стоявшие в Потешной Полате; далее в 1626 году "в государскую радость", т.е. во время свадьбы царя, в Грановитой Полате играли на цинбалах и на варганах .
К сожалению, мы не встретили описания органов, которые стояли в Грановитой и в Потешной Полатах. В казне Оружейной Полаты в 1687 г. хранились уже обветшавшие и испорченные "арганы четыреголосные с рыгаломъ, а в техъ органахъ 50 труб нетъ, а на лицо трубъ 220; кругомъ резьбы нетъ, клеветура поломаны">> [55], ч.1, с.238-239.
"Впоследствии органное дело стало обыкновенным делом и для московских дворцовых мастеров, так что государь посылал уже органы, как диковину, в подарок к персидскому шаху. В первый раз органы московской работы были туда посланы в мае 1662 г." [55], ч.2, с.285-286.
Сегодня считается, что ОПАХАЛА были характерной чертой лишь исключительно османского, турецкого, восточного быта. Однако знакомство с уцелевшими документами Московского Кремля показывает, что опахала использовались при русском царском дворе во всяком случае еще и в XVII веке. Скорее всего, раньше их было в ордынском быту еще больше. Сообщается следующее: "К уборным предметам мы отнесем и опахало. Оно устраивалось из перьев, или же было сгибное из атласа, харатии (пергамена) . У царицы Евдокии Лукьяновны между прочим были опахала: опахало перье павино . (1630 г.) . У царевны Ирины находим два опахала . (1629 г.). В 1686 г. сделано царевнам четыре опахала атласных . ОПАХАЛА БЫЛИ В УПОТРЕБЛЕНИИ И НА МУЖСКОЙ ПОЛОВИНЕ ЦАРСКОГО ДВОРЦА. У царя Михаила находим опахало деревянное писано золотом и красками розными . (1629 г.); опахальце турское кругло . Опахало харатейное згибное, писано красками на дереве (1634 г.). В 1671 году царевичам Федору и Ивану отпущено . два опахала атласныя червчаты. ПОДОБНЫЕ АТЛАСНЫЯ ОПАХАЛА ЦАРЮ ПОДНОСИЛИ ОБЫКНОВЕННО К ПРАЗДНИКУ ПАСХИ КАК СВОЕ ИЗДЕЛИЕ МАСТЕРА ОРУЖЕЙНОЙ ПОЛАТЫ" [55], ч.1, с.286.
Такие сведения подчеркивают прежнее единство Руси-Орды и Османии=Атамании, распространявшееся в том числе и на детали быта.
Отметим следующий любопытный штрих. Оказывается, в ордынской Руси никаких "иностранных" языков не изучали. Учили лишь русскому. И.Е.Забелин сообщает об обучении царских детей при московском дворе: <<В отношении иностранных языков, Котошихин говорит положительно, что, КРОМЕ РУССКОГО, "НИКАКИМ ИНЫМЪ ЯЗЫКАМЪ НАУЧЕНИЯ В РОСIЙСКОМ ГОСУДАРСТВЕ НЕ БЫВАЕТ">> [55], ч.2, с.185.
Все ясно. В эпоху XIV-XVI веков "иностранные" языки в метрополии Великой = "Монгольской" Империи не изучали не из-за высокомерия, а по той простой причине, что не было необходимости. На всей территории Империи царил и был в широком употреблении славянский язык, принесенный во все ее провинции, в том числе и очень далекие, как государственный язык колонистов, осваивавших новые земли.